Земли платили дань - ясак. платили ценностями (драгметаллами и пушниной) и рабами. кроме того, хан назначал своих посланников своими представителями в землях, которые осуществляли там деятельность от его имени. им давала специальная грамота с полномочиями - ярлык иго – это политическая и зависимость руси от орды. татаро-монгольское иго представляло собой сложную систему, главной целью которой было использование и военного потенциала руси в интересах золотой орды. в отношении оно проявлялось в ежегодной выплате русью огромной дани татарам или, как называли ее на руси, “ордынский выход”. сборщиками дани были баскаки, которые после специальной переписи собирали дань с дома-хозяйства. политическая зависимость выражалось в изменении положения князей. князья должны были ездить в орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. хан, таким образом, становился источником княжеской власти. зависимость проявилась в том, что с жителей брали не только дань, но и поплужное, ям, «корм» , собирали воинов, ремесленников. большинство исследователей ига считают, что итогами монголо-татарского ига для земель были разрушения и регресс. иго отбросило княжества назад в своём развитии и стало главной причиной отставания россии от стран запада. оно явилось тормозом для роста производительных сил руси, находившихся на более высоком социально- уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства. исследователи отмечают на руси в период ига упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность запада переходила к эпохе первоначального накопления, ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того пути, который был проделан до батыя» была создана система зависимости руси от золотой орды 1) князья, попали в политическую - вассальную зависимость к монгольским ханам, так как должны были получать ярлык -ханскую грамоту на правление. ярлык давал право на политическую и военную поддержку со стороны орды. сама процедура получения ярлыка была унизительной. многие князья, особенно в первые годы зависимости, не могли с этим смириться и в орде. при такой системе в политическом отношении княжества сохраняли автономию и администрацию. князья, как и прежде, подвластным населением, но были вынуждены уплачивать подати и подчинятся представителям хана. монгольские ханы осуществляли жёсткий контроль за деятельностью князей, не позволяя им консолидироваться; 2) зависимость земель выражалась в том, что ежегодно люди должны были выплачивать дань. принуждения осуществлялось при четкой системы налогов. в сельской местности был введен поземельный налог – харадж (поплужное - подать с плуга) , в городах – тамга (торговая пошлина) и т. д. для сбора налогов монголы трижды проводили переписи платежеспособного населения, для чего в землю посылались численники. дань с руси, отправляемая хану, получила название ордынского выхода. 3) кроме дани, князья должны были поставлять рекрутов для ханского войска (1 от каждых 10 дворов) . воины должны были участвовать в военных походах монголов.
В1803 г. сперанский завершил обширный труд "об устройстве судебных и правительственных учреждений в россии". в этой работе сперанский пытается разобраться, из каких частей "слагается государственное вообще", определить компетенцию каждой из этих частей, в т. ч. пытается исследовать устройство монархического правления и на основе своих теоретических рассуждений составить приемлемый для россии образец . сперанский определяет функции сената исполнительного, законодательного. в частности, сенат исполнительный состоит из отделения (администрации) и отделения суда, а сенат законодательный составляют сенаторы, назначаемые губернаторами. к компетенции законодательного сената относятся «постановления закона гражданского и уголовного» ; «усовершения закона гражданского и уголовного и охранение закона в исполнении его» . на первое время сперанский делит сенат исполнительный на две части: судную и . судная часть включает в себя гражданские и уголовные департаменты. суды делятся на уголовные и гражданские. дела в суд поставляются от сената судного, от комиссии, от сената , от государя и от министерств. связующим звеном между монархом и различными ветвями власти, по замыслу сперанского, должен был стать государственный совет : "в порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются". государственный совет был создан в 1801 г. , но не имел реального влияния на государственные дела. сперанский предлагал начать преобразования с придания совету большего объема полномочий: " законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению". государственный совет составлялся "из особ, высочайшею доверенностью в сословие сие призываемых". министры являлись членами государственного совета по своему званию. председательствовал в совете император лично или назначаемый им член совета . важнейший дела обсуждались в общем собрании государственного совета, другие дела - в департаментах государственного совета : 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной економии. законодательная власть, или "порядок законодательный", по мысли сперанского, должна была состоять из выборных учреждений. разумеется, в его проекте, не шла речь о всеобщем избирательном праве. участие в выборах могли принимать только владельцы недвижимой собственности, при этом выборы были четырехступенчатыми. тем не менее проект представлял огромный шаг вперед по сравнению с российской действительностью. план преобразований состоял в том, чтобы привлечь население (на основе имущественного ценза) к участию в исполнительной, законодательной и судебной власти посредством системы выборов. выборные учреждения представляли собой стройную систему органов различного уровня, или "четырех степеней", как называл их сперанский . первую - низшую степень представляли волостные думы, которые созывались каждые три года в волостных селениях или волостных городах. волостные думы выбирали волостные правления, утверждали отчет в сборах и употреблении сумм, вверенных правлениям и выбирали депутатов в окружные думы, которые в свою очередь избирали депутатов в губернские думы. "из депутатов, представленных от губернской думы, -писал сперанский, -составляется законодательное сословие, под именем государственной думы".это учреждение, по определению сперанского, "есть место равное сенату и министерству ".государственная дума должна была собираться ежегодно в сентябре месяце, а срок ее работы определялся количеством дел, предлагаемых ей для рассмотрения.