Можно Краткий пересказ Как и в предыдущие столетия, в XVI в. российское общество делилось на знатные и незнатные сословия. В начале XVI в. верхушку знати составляли владельцы собственных княжеств — удельные князья и «служилые» князья пограничных земель, перешедшие на службу к Ивану III и Василию III (князья Стародубские, Одоевские, Белёвские, Воротынские).
У удельных князей — родственников государя всея Руси были свои бояре и слуги, полки, с которыми князья ходили на войну, казна и администрация. В своих владениях удельные князья выдавали специальные документы — жалованные грамоты, предоставлявшие особые права и льготы отдельным лицам и монастырям. Согласно договорам удельных князей с великим князем (а с 1547 г. — царём) они не имели права чеканить монету и вести самостоятельную внешнюю политику. Тем не менее удельные князья (как члены московского княжеского дома) имели право на престол, и государям всея Руси приходилось делать всё, чтобы они эти права не предъявляли.Во времена правления Ивана IV большинство удельных и вассальных княжеств исчезли. Представители знатных фамилий отныне располагались на своеобразной лестнице «служилых чинов». Наиболее престижной была служба в составе «государева двора». Самые важные места в нём занимали бояре, окольничие, думные дворяне — это был цвет московской знати. Бояр в Думе XVI в. было немного — всего 10—15 человек. Боярский чин, как правило, жаловался только выходцам из сорока наиболее знатных российских семей, тем, чей род был записан в «Государев родословец». Ниже бояр на лестнице «служилых чинов» стояли «дворяне московские» (т. е. служившие в столице).В самом низу этой лестницы находились «дети боярские» или «дворяне городовые» — основная масса дворян-помещиков. В первой половине XVI в. их количество составляло около 25—30 тыс. человек. Они объединялись в служилые «города» — уездные корпорации дворян и «детей боярских». Такие дворяне («тверичи», «смоляне», «можаичи» и др.) вместе «всем городом» шли в поход, где служили в одних сотнях. Перед походом они получали жалованье в 5—12 рублей (например, лошадь стоила 3—4 рубля).
За неявку дворянина на смотр или в полк у него могли отобрать поместье, а его самого выпороть кнутом. А за понесённые на службе ранения (или нахождение в плену) дворянину могли повысить жалованье или увеличить размер поместья. Провинциальный дворянин мог в случае большой удачи попасть на службу в столицу (в «московский список»), однако получить чин окольничего или боярина ему было невозможно.
Вспомните, что такое местничество.
Отношения между членами «государева двора» регулировались местничеством. Дети, племянники и внуки одного боярина должны были находиться на службе в таком взаимоотношении с потомками другого, в котором когда-то служили их предки. «Отеческая честь» зависела от происхождения: было принято, что «за службу жалует государь поместьем и деньгами, а не отечеством». Но своё положение необходимо было поддерживать службой, поэтому царское наказание — опала, бегство с поля боя или переход одного представителя семьи на службу к иноземному государю могли ухудшить положение не только конкретного лица, но и всего его рода. Верховным судьёй в местнических спорах был сам государь.
Новое политическое мышление (новое мышление) — появившееся во время Перестройки выражение и концепция последнего главы СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Концепция была изложена в вышедшей в октябре 1987 года книге Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира» (термин появился в феврале 1986 года). Концепция обосновывала курс на прекращение холодной войны с Западом, разрядку, отказ от гонки вооружений. Включала в себя принципы деидеологизации внешней политики и отказ от классовой борьбы. Политика СССР, основанная на новом политическом мышлении, привела к ликвидации Варшавского договора и социалистического лагеря, при этом НАТО как военный союз западных стран ликвидировано не было.
Объяснение: