После реформы 1861 года происходил рост либерального движения в России. Руководители этого движения стремились воздействовать на правительство, побуждая его к углублению преобразований.Во второй половине 60-х - 70-х гг. усиливается движение народников, главной целью которых стала подготовка крестьянской революции в стране. Они неоднократно меняли методы борьбы, что было связано с приобретением ими практического опыта. С середины 70-х гг. представители народничества идут в народ, чтобы в его сознание вносить идеи справедливого общественного строя. Однако пропагандистская тактика и террор революционеров не вызвало активных действий со стороны крестьянства в подготовке социальной революции. Конец 70 -х - начало 80 -х гг. XIX в. были связаны с новым подъемом либерального движения,вызванный русско-турецкой войной 1877-1878 гг. В этот период многие земства посылали адреса правительству, вставшему на путь реформ. В них содержались высказывания о тяжелом положении народа, о целесообразности введения конституции и гражданских свобод и т.д. Некоторые представители земского движения требовали даже созыва Учредительного собрания (парламентский орган власти). И.И. Петрункевич, видный представитель земского либерализма, заявил, что конституция, "данная сверху", уже не сможет удовлетворить интересы народа, и решить назревшие вопросы может только орган, созданный самим народом. Но основная часть земцев не поддерживала столь решительных заявлений и сохраняла свои умеренные позиции. В либеральном движении были и его сторонники в лице высших чиновников и даже министров - это М.Т. Лорис-Меликов, братья В.А., Д.А. и Н.А. Милютины и др. После прихода к власти М.Т. Лорис-Меликова появились надежды на восстановление доверия между правительством и земскими либералами. В своей программе он предусматривал расширение прав земств и начал осуществлять политику сотрудничества власти и общества. Активную поддержку эта политика нашла в Черниговском земстве, возглавляемым И.И. Петрункевичем, а также в группе московских либералов во главе с С.А.Муромцевым. Но с гибелью императора Александра II сотрудничество власти с либералами прекратилось. Русский либерализм проявил себя не в открытой политической деятельности, а в пропагандистской работе, в деятельности земств, публицистике, научных исследований и др. Для пропаганды своих воззрений либералы выбирали университетские аудитории, московские салоны. Русский либерализм опирался на передовую часть земского общества и интеллигенции. Трагические события, связанные с убийством императора в 1881 г., резко изменили атмосферу в российском обществе: -усилились монархические настроения в народе; -либеральное движение приняло новые формы; -усилилось внимание к проблеме личности. Либеральные идеи содержались в произведениях русских писателей - В.М. Гаршина, В.Г. Короленко, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.И. Успенского, А.П. Чехова и др. Эти идеи были характерны и для ученых историков - В.О. Ключевского, Н.И. Кареева, юристов - М.М. Ковалевского и Б.Н. Чичерина. Земские либералы перешли к практике "малых дел", теперь уже было не до введения конституции. Земские врачи, учителя, агрономы, библиотекари добросовестно выполняли свою работу людям обучиться грамоте и освободиться от нищеты. Либералы отошли от власти и не выступали против нее. Начало 90-х гг. показало бесперспективность "традиционного" либерализма, в русском либерализме появились два течения: умеренное и радикальное (конституционное). На рубеже XIX - начала XX вв. либеральное движение было направлено против российского абсолютизма и выступало за демократические свободы и реформы.
Исторические события повлиявшие на особенность русской культуры: - Борьба с ордынским игом (господствующая идея единства и борьбы). - Культурная разобщенность русских земель. - Развитие национальных традиций. - Христианская православная культура.
Выдающиеся произведения культуры: - в просвещении - начало книгопечатания; - в литературе - "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище", " Повесть о стоянии на реке Угре", "Хождение за три моря Афанасия Никитина". - живопись - Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий (иконопись); - зодчество - Церковь Преображения, Церковь Федора Стратилата (Новгород); Изборская крепость (Псков); Успенский собор архитектор А. Фьорованти, Архангельский собор, Благовещенский собор, Колокольня Ивана Великого, Гранатовидная палата, Московский кремль, Покровский собор (Москва).
Самым значительным по моему является - начало книгопечатания, которое дало мощный толчок к развитию просвещения на Руси.
Конец 70 -х - начало 80 -х гг. XIX в. были связаны с новым подъемом либерального движения,вызванный русско-турецкой войной 1877-1878 гг. В этот период многие земства посылали адреса правительству, вставшему на путь реформ. В них содержались высказывания о тяжелом положении народа, о целесообразности введения конституции и гражданских свобод и т.д. Некоторые представители земского движения требовали даже созыва Учредительного собрания (парламентский орган власти). И.И. Петрункевич, видный представитель земского либерализма, заявил, что конституция, "данная сверху", уже не сможет удовлетворить интересы народа, и решить назревшие вопросы может только орган, созданный самим народом. Но основная часть земцев не поддерживала столь решительных заявлений и сохраняла свои умеренные позиции.
В либеральном движении были и его сторонники в лице высших чиновников и даже министров - это М.Т. Лорис-Меликов, братья В.А., Д.А. и Н.А. Милютины и др. После прихода к власти М.Т. Лорис-Меликова появились надежды на восстановление доверия между правительством и земскими либералами. В своей программе он предусматривал расширение прав земств и начал осуществлять политику сотрудничества власти и общества. Активную поддержку эта политика нашла в Черниговском земстве, возглавляемым И.И. Петрункевичем, а также в группе московских либералов во главе с С.А.Муромцевым. Но с гибелью императора Александра II сотрудничество власти с либералами прекратилось.
Русский либерализм проявил себя не в открытой политической деятельности, а в пропагандистской работе, в деятельности земств, публицистике, научных исследований и др. Для пропаганды своих воззрений либералы выбирали университетские аудитории, московские салоны. Русский либерализм опирался на передовую часть земского общества и интеллигенции.
Трагические события, связанные с убийством императора в 1881 г., резко изменили атмосферу в российском обществе:
-усилились монархические настроения в народе;
-либеральное движение приняло новые формы;
-усилилось внимание к проблеме личности.
Либеральные идеи содержались в произведениях русских писателей - В.М. Гаршина, В.Г. Короленко, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.И. Успенского, А.П. Чехова и др. Эти идеи были характерны и для ученых историков - В.О. Ключевского, Н.И. Кареева, юристов - М.М. Ковалевского и Б.Н. Чичерина.
Земские либералы перешли к практике "малых дел", теперь уже было не до введения конституции. Земские врачи, учителя, агрономы, библиотекари добросовестно выполняли свою работу людям обучиться грамоте и освободиться от нищеты. Либералы отошли от власти и не выступали против нее.
Начало 90-х гг. показало бесперспективность "традиционного" либерализма, в русском либерализме появились два течения: умеренное и радикальное (конституционное). На рубеже XIX - начала XX вв. либеральное движение было направлено против российского абсолютизма и выступало за демократические свободы и реформы.
- Борьба с ордынским игом (господствующая идея единства и борьбы).
- Культурная разобщенность русских земель.
- Развитие национальных традиций.
- Христианская православная культура.
Выдающиеся произведения культуры:
- в просвещении - начало книгопечатания;
- в литературе - "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище", " Повесть о стоянии на реке Угре", "Хождение за три моря Афанасия Никитина".
- живопись - Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий (иконопись);
- зодчество - Церковь Преображения, Церковь Федора Стратилата (Новгород); Изборская крепость (Псков); Успенский собор архитектор А. Фьорованти, Архангельский собор, Благовещенский собор, Колокольня Ивана Великого, Гранатовидная палата, Московский кремль, Покровский собор (Москва).
Самым значительным по моему является - начало книгопечатания, которое дало мощный толчок к развитию просвещения на Руси.