Во второй половине 1960-х появляются примеры активного общественного сопротивления государственному атеизму. Наиболее известный документ этого периода – открытое письмо Святейшему Патриарху Алексию I священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина. Это письмо было написано в результате работы целой группы людей. Первоначальный вариант подготовил А.Э. Краснов-Левитин. Он был существенно переработан и дополнен священниками Николаем Эшлиманом и Георгием Эдельштейном. Над письмом работали также миряне Феликс Карелин, Лев Регельсон и Виктор Капитанчук. Священник Глеб Якунин высказал лишь общие идеи. Первоначально предполагалось, что это будет совместное письмо епископов и священников Патриарху, но затем практически все отказались поставить свои подписи. Письмо содержало резкую критику в адрес советской политики в области религии, и подписать его решились лишь два священника[1]. Копия письма была разослана правящим архиереям, а также Председателю Верховного Совета СССР, Председателю Совета Министров СССР, генеральному прокурору СССР.
начало советской живописи связано с преодолением кризиса живописи предреволюционной поры. в первые годы после революции борьба идет против крайних формалистических направлений — кубо-футуризма, абстракционизма. эти направления уже в начале 20-х гг. исчерпывают себя. сложнее обстояло дело с некоторыми другими направлениями, отражавшими влияние буржуазной идеологии в искусстве. примитивисты, стилизаторы, экспрессионисты отказывались от своих позиций в результате сложной и длительной внутренней перестройки. но подавляющее большинство и этих мастеров уже к началу 30-х гг. пошло на пути социалистического реализма.
формирование советской живописи определялось обращением художников к новой действительности, их страстным желанием создать образ нового героя — свободного человека, труженика, свершившего революцию и строящего новое общество. именно решение этих , а не отвлеченные формальные искания, не нарочитые поиски новых художественных средств является главным направлением развития советской живописи уже на первых этапах ее . метод социалистического реализма, который приняли на вооружение советские живописцы, давал им возможность широкого охвата окружающей действительности, глубокого ее осмысления и позволял концентрировать усилия на реалистическом выражении значительных замыслов.
многосторонность и многогранность поисков в решении искусством больших животрепещущих , желание художников быть полезными народу объясняют интенсивное развитие традиционных жанров живописи и возникновение таких новых форм, как, например, -революционная картина. огромное значение здесь имела борьба за тематическую картину, которая явилась утверждением в живописи современной темы в самом широком значении этого слова. ассоциация художников революционной россии, выражая, по существу, желание всех мастеров-реалистов, так формулирует свою первостепенную : «мы изобразим сегодняшний день: быт красной армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. мы дадим действительную картину » решение этой заставляло мастеров не замыкаться в узких рамках какого-либо одного или нескольких жанров, направляло их усилия на овладение всем богатством форм и средств живописи.
уже в течение первого десятилетия после великой октябрьской социалистической революции советская живопись твердо встала на путь социалистического реализма. в произведениях наиболее значительных мастеров она обнаружила свое лицо, ей удалось выразить большие общественные идеи эпохи, внести в искусство нечто принципиально новое по сравнению с живописью предшествующих столетий.
велико значение в сложении советской живописи первых революционных лет художников, творческий путь которых начался до октября. именно они внесли в советское искусство традиции передовой художественной культуры 19 — начала 20 в. в годы гражданской войны и в 20-е гг. творили такие живописцы, как н.а. касаткин, в.д. поленов, в.н. бакшеев, в.м. васнецов, а.е. архипов, б.м. кустодиев, а.а. рылов, в. к. бялыницкий-бируля, к.ф. юон, м.в. нестеров, и.э. грабарь, с.в. малютин, в.н. мешков, е.е. лансере и другие. это была реалистическая школа, давшая советской живописи основы для серьезной и углубленной работы над важнейшими темами современности. отдельные художники уже вскоре после революции достигли глубокого раскрытия значительных идей своего времени. примером может служить творчество б.м. кустодиева и а.а. рылова.
искусство б.м. кустодиева исполнено своеобразия и жадного стремления подметить новое в жизни родной страны. он работает в самых различных жанрах и видах искусства — участвует в оформлении петрограда в дни революционных празднеств, создает великолепные графические портреты, циклы иллюстраций к классическим произведениям , эскизы театральных декораций, под его кистью яркие живописные полотна. в 1920 г. художник пишет картину «большевик» (гтг). известная отвлеченность замысла — дань времени, когда такие символико-аллегорические образы имели большое распространение. в данном случае это не умаляет большого жизненного смысла произведения. символико-аллегорическое решение проникнуто здесь подлинно революционными устремлениями. художник славит революцию, восхищается ее стихийной силой, ее романтическую окрыленность. гораздо конкретнее картины кустодиева «ночной праздник на неве» и «праздник в честь ii конгресса коминтерна на площади урицкого» (1921; грм). в них художник изобразил ликующие толпы народа на улицах и площадях петрограда. празднично одетый город, яркие транспаранты и алые знамена, общий мажорный колористический строй — все это сообщает картинам большую жизнерадостность.
ток сократить чуток, выбери то, что тебе нужно
начало советской живописи связано с преодолением кризиса живописи предреволюционной поры. в первые годы после революции борьба идет против крайних формалистических направлений — кубо-футуризма, абстракционизма. эти направления уже в начале 20-х гг. исчерпывают себя. сложнее обстояло дело с некоторыми другими направлениями, отражавшими влияние буржуазной идеологии в искусстве. примитивисты, стилизаторы, экспрессионисты отказывались от своих позиций в результате сложной и длительной внутренней перестройки. но подавляющее большинство и этих мастеров уже к началу 30-х гг. пошло на пути социалистического реализма.
формирование советской живописи определялось обращением художников к новой действительности, их страстным желанием создать образ нового героя — свободного человека, труженика, свершившего революцию и строящего новое общество. именно решение этих , а не отвлеченные формальные искания, не нарочитые поиски новых художественных средств является главным направлением развития советской живописи уже на первых этапах ее . метод социалистического реализма, который приняли на вооружение советские живописцы, давал им возможность широкого охвата окружающей действительности, глубокого ее осмысления и позволял концентрировать усилия на реалистическом выражении значительных замыслов.
многосторонность и многогранность поисков в решении искусством больших животрепещущих , желание художников быть полезными народу объясняют интенсивное развитие традиционных жанров живописи и возникновение таких новых форм, как, например, -революционная картина. огромное значение здесь имела борьба за тематическую картину, которая явилась утверждением в живописи современной темы в самом широком значении этого слова. ассоциация художников революционной россии, выражая, по существу, желание всех мастеров-реалистов, так формулирует свою первостепенную : «мы изобразим сегодняшний день: быт красной армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. мы дадим действительную картину » решение этой заставляло мастеров не замыкаться в узких рамках какого-либо одного или нескольких жанров, направляло их усилия на овладение всем богатством форм и средств живописи.
уже в течение первого десятилетия после великой октябрьской социалистической революции советская живопись твердо встала на путь социалистического реализма. в произведениях наиболее значительных мастеров она обнаружила свое лицо, ей удалось выразить большие общественные идеи эпохи, внести в искусство нечто принципиально новое по сравнению с живописью предшествующих столетий.
велико значение в сложении советской живописи первых революционных лет художников, творческий путь которых начался до октября. именно они внесли в советское искусство традиции передовой художественной культуры 19 — начала 20 в. в годы гражданской войны и в 20-е гг. творили такие живописцы, как н.а. касаткин, в.д. поленов, в.н. бакшеев, в.м. васнецов, а.е. архипов, б.м. кустодиев, а.а. рылов, в. к. бялыницкий-бируля, к.ф. юон, м.в. нестеров, и.э. грабарь, с.в. малютин, в.н. мешков, е.е. лансере и другие. это была реалистическая школа, давшая советской живописи основы для серьезной и углубленной работы над важнейшими темами современности. отдельные художники уже вскоре после революции достигли глубокого раскрытия значительных идей своего времени. примером может служить творчество б.м. кустодиева и а.а. рылова.
искусство б.м. кустодиева исполнено своеобразия и жадного стремления подметить новое в жизни родной страны. он работает в самых различных жанрах и видах искусства — участвует в оформлении петрограда в дни революционных празднеств, создает великолепные графические портреты, циклы иллюстраций к классическим произведениям , эскизы театральных декораций, под его кистью яркие живописные полотна. в 1920 г. художник пишет картину «большевик» (гтг). известная отвлеченность замысла — дань времени, когда такие символико-аллегорические образы имели большое распространение. в данном случае это не умаляет большого жизненного смысла произведения. символико-аллегорическое решение проникнуто здесь подлинно революционными устремлениями. художник славит революцию, восхищается ее стихийной силой, ее романтическую окрыленность. гораздо конкретнее картины кустодиева «ночной праздник на неве» и «праздник в честь ii конгресса коминтерна на площади урицкого» (1921; грм). в них художник изобразил ликующие толпы народа на улицах и площадях петрограда. празднично одетый город, яркие транспаранты и алые знамена, общий мажорный колористический строй — все это сообщает картинам большую жизнерадостность.