На думку канадського історика Ореста Субтельного, «вирішальний етап у відносинах між Гетьманщиною та Москвою настав за гетьманування Івана
Мазепи одного з найвидатніших і найбільш суперечливих політичних діячів
України». Підтвердьте або спростуйте цю думку фактами.
в равнинных частях греции главным занятием было земледелие. землю вспахивали мотыгой или плугом, сеяли пшеницу и ячмень. созревшие колосья жали серпами.древние греки разводили также фруктовые деревья, засаживали каменистые склоны гор виноградом .территорию древней греции принято условно делить на три части: южную, среднюю и северную. в южной части располагалась лаконика, более известная как спарта. афины – главный город греции – находился в средней части государства, наряду с такими областями, как аттика, этолия и фокида. эта часть была отделена от северной практически непроходимыми горами и разделяла афины и фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным центром.
2-материковая часть греции с древнейших времён была населена пеласгами. в третьем тысячелетии до нашей эры они строили поселения, занимались земледелием и ремёслами. пеласги владели письменностью. в конце этого тысячелетия на территорию пеласгов вторглись ахейцы. они подчинили себе местное население, переняв их культуру. ахейцы создали первые города-государства, заключали союзы, вместе воевали с врагами. знаменитая война с троей относится как раз к ахейскому времени.
ахейские города-государства несколько столетий были подчинены мощному критскому царству. но, после природной трагедии, ахейцы легко овладели критом. с большой долей условности это можно считать временем, когда появилась древняя греция. земли объединились одной, общей, культурой. 3-перикл превратил афины в центр просвещения всей греции. законодательная власть в руках народного собрания. исполнительная власть принадлежала совету пятисот. судебная принадлежала органу гелиэя. главными должностными лицами были стратеги и архонты. в системе гос органов сохранился ареопаг, но роль его была не значительной. за исполнение гос обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственных кознов. важнейшее мероприятие, проведенное периклом. народное собрание являлось главным органом. право на участие в нем было у всех граждан. полномочия были широкими и охватывали все сферы жизни древних афин. на собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица, заслушивались отчеты должностных лиц, обсуждался, утверждался, принимался бюджет. совет пятисот- исполнительный орган. избирался путем жребия из числа полноправных граждан, достигших 30- летнего возраста. компетенция совета была обширна. совет готовил и обсуждал все дела, которые выносились затем на собрания. коллегия стратегов занималась командованием вооруженных сил. коллегия архонтов семейные дела. судебный орган- гелиэя- под властью архонта.солон провел имевшую принципиальное значение реформу (она получила название сисахфия – букв. стряхивание бремени). выгодная прежде всего беднейшим крестьянам (впрочем, также и разорившимся аристократам), реформа заключалась в полной отмене всех имевшихся на тот момент в полисе долгов. должников следовало освободить, а закладные камни торжественно убрать с их полей и удалить за пределы аттики. были приняты меры к возвращению на родину тех из неоплатных должников, кого продали в рабство в другие полисы. но самое большое значение имело запрещение впредь обращать граждан в долговую . отныне понятия «гражданин» и «раб» становились совершенно несовместимыми; все граждане пользовались полной свободой и подчинялись только законам и законным властям. таким образом, господству знати был положен предел. законы драконта о наказании за убийство призваны были заменить институт родовой мести. преследование убийцы оставалось, однако, делом рода убитого. для примирения с убийцей требовалось согласие ближайших родственников: сына, брата, двоюродного брата, зятя, тестя; при отсутствии близкой родни примирение могло состояться с согласия не менее десяти членов фратрии. ответственность за убийство нес только сам убийца, а не его род. к ответственности привлекалось и лицо, подстрекавшее к убийству и являвшееся, следовательно, косвенным убийцей. в законах драконта различаются также убийства умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны. особое место занимают убийства соблазнителя матери, жены, дочери или сестры; сюда же отнесены были убийства в результате несчастных случайностей, например на состязаниях.языческая религия руси
о языческих верованиях мы знаем немногого. христианские проповедники уничтожали не угодные упоминания о язычестве. "средневековая церковь, ревниво истреблявшая апокрифы и сочинения, в которых упоминались языческие боги, вероятно, приложил руку к уничтожению рукописей, подобных "слову о полку игореве", где о церкви сказано мимоходом, а вся поэма полна языческими божествами"
б.а. рыбаков утверждает, что «по существу мы из общей массы славянских и иноземных источников можно почерпнуть лишь несколько имён богов и богинь»(« язычество древних славян», стр.39)
ситуация усугубляется разнородностью языческих культов. рыбаков
цитирует гельмонда.он в 1170е годы писал: « у славян имеется много разных видов идолопоклонства, ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев многообразных божеств, которым они поле, лес, горести и радости, они признают и единого бога.» «к исходу 1 тысячелетия н.э восточнославянское язычество представляло собой причудливое переплетение различных верований. это была смесь языческих культов разных уровней, начиная от архаических и кончая сравнительно поздними. поэтому в религии восточных славян примитивизм соседствовал с относительно развитыми воззрениям: славянин молился камням и болотам, но в то же время поклонялся богам, которые владычествовали над всем и всеми.» (и. я. фроянов «начало христианства на руси», стр.41)
не можем судить мы и о количестве богов.нередко наблюдается слияние двух или нескольких божеств в одно.или одно имя вытесняет другое полностью при сохранении прежних функций старого божества.кроме того, « существовало разделение на племенных богов и мелких божков.»
в перечне 980г. есть только одно женское – макошь, и оно поставлено на самом последнем месте после собаки симаргла. значит, уже тогда выделялись определенные боги с определенными функциями.
а вот как в хронологическом порядке расставлены этапы славянского язычества в «слове об идолах»
1.славяне кладут требы упырям и беригиням.
2.почитают рода и рожаниц
3.культ перуна
4.после крещения молились как пантеону богов возглавляемых перуном, так и роду.
первые божества не являются персонифицированные божествамипервая эпоха - поклонение и принесение жертв упырям и берегиням. и те, и другие поставлены во множественном лице, значит эта не персонифицированные божества. упыри и берегини - древние архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал - злого и доброго, враждебного человеку и оберегающего его. они единственные представители внешнего мира, здесь, в этом архаичном пласте природа дифференцируется не по таким категориям, как рощи и источники, солнце и луна, а только лишь по принципу отношения к человеку: злые вампиры, которых нужно отгонять и задабривать жертвами, и добрые берегини, которым тоже нужно “ класть требы “, и не только в качестве , но и для того, чтобы они проявили свою доброжелательность к человеку. весьма интересен культ перуна. иногда он водвигается на 1 место , а иногда теряется в списке божеств. лев гумилёв пишет, что культ перуна с жертвоприношениями был учреждён где-то на границе с киевской русью(стр.597) и перун скорее почитается наравне с другими. славяне продолжают превозносить рода. перун же бог войны и грома. возможно, культ перуна был введён князем владимиром, чтобы переход на новую веру не был таким болезненным. е.м. аничков предполагает, что культ перуна был выдвинут на 1 место только с развитием государственности.
так или иначе, перед крещением в основном почитались следующие боги:
перун, хорс, стритбог, симаргл, макошь. все они выражают природные верования славян.