На основе текста объясните смысл пословиц и укажите в связи, с какими событиями они появились?– 4б. «Концы в воду»-
«Филькина грамота»-
Текст:
Опричнина Ивана Грозного.
В Александрову слободу выехала делегация от духовенства и бояр. Иван заявил, что вернется только при условии предоставления ему права казнить «изменников» (то есть всех неугодных) по своему усмотрению. Он потребовал также учредить в стране особый порядок, который получил название опричнины (от слова «опричь» — кроме). Этот порядок предусматривал разделение всей территории государства на две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре. Центром опричнины стала Александрова слобода, в состав опричнины входила часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и некоторые другие города и земли. Землевладельцы, которые не вошли в царскую опричнину, должны были покинуть свои вотчины. Им предоставлялись земли в отдаленных местах. Владения выселенной знати дробились и передавались опричникам — людям, служившим в опричнине. Опричнина, охватившая значительную часть государства, разорила прежние удельные гнезда, значительно ослабила экономическое могущество старых боярско-княжеских родов.
Одновременно было создано опричное войско. В знак своего предназначения опричники прикрепляли к седлу лошади голову собаки и метлу. Начались массовые ссылки, казни, насилия опричников над боярами, заподозренными царем в «изменах».
Террор опричников вызвал недовольство части населения страны. В 1566 г. на Земском соборе царю была подана челобитная об отмене опричнины. ответа пришлось ждать недолго — все челобитчики были казнены. Митрополит Афанасий в знак протеста против злодейств опричников сложил с себя сан. Новый митрополит Филипп Колычев также обличал царя и требовал отмены опричнины. Во время службы в Успенском соборе опричники сорвали с митрополита церковное облачение и повязали Колычева, а затем он был сослан в один из дальних монастырей, где и был задушен ближайшим царя Малютой Скуратовым. В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом, князем Владимиром Старицким. Услышав, что тот якобы замышляет отравить царя, Иван приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было ликвидировано последнее удельное княжество на Руси.
Татары и монголы - это кочевые народности, населявшие степи Центральной Азии в 12-13 веках, вместе с кераитами, меркитами, найманами и прочими.
Несмотря на то, что именно монголы при возвышении Чингисхана объединили всех местных степняков под своим началом, более известным народом для европейцев были татары, которые ближе всех контактировали с китайцами, и время от времени даже охраняли китайские границы от других кочевников. Именно китайцы через многих посредников (тюркских, арабских, персидских купцов) экспортировали название "татары" в Европу, и татарами стали именовать всех среднеазиатских кочевников вообще.
Так, при походе Батыя на Русь, местные летописцы именовали завоевателей "татарами", несмотря на то, что собственно татар в войске Батыя было сравнительно немного - там была огромная сборная солянка из кучи покоренных народов и собственно монголов.
С возникновением Золотой Орды монголы, обосновавшиеся на юго-восточных границах.
Идея написать «Поучение» возникла у Владимира Мономах после встречи с послами братьев. Они хотели, чтобы он им прогнать Ростиславича. Другими словами – они призывали к междоусобной распре. Но князь не согласился, и сильно опечалился такой злобой между братьями. Чтобы призвать потомков сохранять мир в государстве, он начинает работу над созданием своего «Поучения».
Произведение Мономаха изобилует яркими афористическими выражениями. А значит, князь использовал многие художественные источники для написания «Поучения». Красивый язык и глубокая мораль – вот две основных составляющих древнерусского послания.
Объяснение: