Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
Согласно средневековым мыслителям, мир представляет собой три разных слоя, которые существуют разумно и гармонично. Люди принадлежат каждому слою априорно, то бишь по рождению. Каждый слой – сословие – или большая группа, характеризующаяся тем, что у всех членов этой группы одни и те же права и обязанности, которые передаются по наследству.
Первое сословие – духовенство, которое включает монахов и священников, служащие людям и отвечающие перед Господом.
Второе сословие – воины и светские феодалы, которые защищают всех христиан от врагов.
Третье сословие – работники, те, кто трудится – кормят первые два сословия, и включают крестьян и горожан.
Главным сословием было духовенство.
Причина заключалась в том, что духовенство было посредником между людьми и богом, а также была мерилом нравственности в обществе, руководствуясь христианской моралью (соблюдение правил из Библии, введение понятие греха и покояния).
Богатство церкви
Кроме того, церковь была очень крупным землевладельцем (1/3 всех возделанных земель Европы), и имела большие доходы, часть из которых тратила на нищих и больных.
У служителей церкви были свои зависимые крестьяне (100 и 1000 у епископов и монастырей).
Христиане платили церкви «десятину», то есть налог на содержание храмов. Дополнительно христиане платили за обряды, а кто-то дарил землю и имущество.
Власть церкви была огромной также потому, что у церкви было право индульгенции (то есть милость) – церковь могла простить грехи. Индульгенцией тоже торговали.
Разделение церквей
На съездах духовенства в период раннего Средневековья вырабатывались непреложные истины христианства, которые включали учение о Троице, о воплощении Христа от святого духа и Девы Марии. Эти догматы были едиными для всех христиан до 11 века. А потом в Западной Европе главой церкви стал Папа, а в Византии – патриарх. Так, церковь разделилась на восточное и западное направление. Обе «ветви» боролись.
Между западной и восточной церквями были различия: обряды, учения, в западной церкви был сохранен латинский язык, а в византии – на греческом, на западе – нельзя вступать в брак с представителем духовенства, а в Византии – можно, если это не монах и не епископ. Плюс, в Византии у духовенства были бороды и длинные волосы на темени.
1054 год – Папа Римский и Патриах Византийский прокляли друг друга. Отсюда, западные христиане – католики, а восточные – православные.
В Западной Европе началась борьба за папскую власть. Почему? Потому что власть папы сильно укрепилась, так сильно, что Папа боролся с королем Генрихом 4 (императором Священной Римской империи). В итоге этой борьбы папа Григорий 6 лишился власти, но в ответ освободил подданных императора от присяги и низложил его с престола. Этот конфликт породил мятежи против короля, так что ему нужно было искать примирения. В итоге, папа желал подчинить всех государей себе.
Появились еретики, которые утверждали, что власть испортила папу, и он наместник дьявола, которому присуща жадность, любовь к роскоши, чего не должно быть у духовенства. Еретики проповедовали, осуждали священников за забвение «бедности», и требовало отказа духовенства от десятины. Еретики теперь верили только в Евангелие бедным.
Духовенству это не нравилось и они преследовали еретиков, отлучали их от церкви. Из-за этой «охоты на еретиков» закрывались храмы, люди не могли креститься и отпеть умерших. В дальнейшем церковь даже организовала военные походы, целью которых было «прощение грехов», но фактически, они были карателями еретиков на юге Франции. Так, появилась инквизиция – специальный церковный суд, который вершил судебные дела, подвергал христиан пыткам, основываясь на доносах и слежках.
В XV столетии мироощущение жителей русских земель заметно менялось. Для русского человека раздвинулись границы известного ему мира. Более регулярным стало общение с представителями западноевропейских стран, что позволяло знакомиться с их культурой и традициями, бытом, модой и т. д. Появилась возможность сравнивать обычаи, порядок жизни.
Превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни всех русских земель привело к изменению в сознании людей образа великих князей. Они воспринимались теперь как лидеры государства, ведущего справедливую освободительную борьбу с Ордой.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
Согласно средневековым мыслителям, мир представляет собой три разных слоя, которые существуют разумно и гармонично. Люди принадлежат каждому слою априорно, то бишь по рождению. Каждый слой – сословие – или большая группа, характеризующаяся тем, что у всех членов этой группы одни и те же права и обязанности, которые передаются по наследству.
Первое сословие – духовенство, которое включает монахов и священников, служащие людям и отвечающие перед Господом.
Второе сословие – воины и светские феодалы, которые защищают всех христиан от врагов.
Третье сословие – работники, те, кто трудится – кормят первые два сословия, и включают крестьян и горожан.
Главным сословием было духовенство.
Причина заключалась в том, что духовенство было посредником между людьми и богом, а также была мерилом нравственности в обществе, руководствуясь христианской моралью (соблюдение правил из Библии, введение понятие греха и покояния).
Богатство церкви
Кроме того, церковь была очень крупным землевладельцем (1/3 всех возделанных земель Европы), и имела большие доходы, часть из которых тратила на нищих и больных.
У служителей церкви были свои зависимые крестьяне (100 и 1000 у епископов и монастырей).
Христиане платили церкви «десятину», то есть налог на содержание храмов. Дополнительно христиане платили за обряды, а кто-то дарил землю и имущество.
Власть церкви была огромной также потому, что у церкви было право индульгенции (то есть милость) – церковь могла простить грехи. Индульгенцией тоже торговали.
Разделение церквей
На съездах духовенства в период раннего Средневековья вырабатывались непреложные истины христианства, которые включали учение о Троице, о воплощении Христа от святого духа и Девы Марии. Эти догматы были едиными для всех христиан до 11 века. А потом в Западной Европе главой церкви стал Папа, а в Византии – патриарх. Так, церковь разделилась на восточное и западное направление. Обе «ветви» боролись.
Между западной и восточной церквями были различия: обряды, учения, в западной церкви был сохранен латинский язык, а в византии – на греческом, на западе – нельзя вступать в брак с представителем духовенства, а в Византии – можно, если это не монах и не епископ. Плюс, в Византии у духовенства были бороды и длинные волосы на темени.
1054 год – Папа Римский и Патриах Византийский прокляли друг друга. Отсюда, западные христиане – католики, а восточные – православные.
В Западной Европе началась борьба за папскую власть. Почему? Потому что власть папы сильно укрепилась, так сильно, что Папа боролся с королем Генрихом 4 (императором Священной Римской империи). В итоге этой борьбы папа Григорий 6 лишился власти, но в ответ освободил подданных императора от присяги и низложил его с престола. Этот конфликт породил мятежи против короля, так что ему нужно было искать примирения. В итоге, папа желал подчинить всех государей себе.
Появились еретики, которые утверждали, что власть испортила папу, и он наместник дьявола, которому присуща жадность, любовь к роскоши, чего не должно быть у духовенства. Еретики проповедовали, осуждали священников за забвение «бедности», и требовало отказа духовенства от десятины. Еретики теперь верили только в Евангелие бедным.
Духовенству это не нравилось и они преследовали еретиков, отлучали их от церкви. Из-за этой «охоты на еретиков» закрывались храмы, люди не могли креститься и отпеть умерших. В дальнейшем церковь даже организовала военные походы, целью которых было «прощение грехов», но фактически, они были карателями еретиков на юге Франции. Так, появилась инквизиция – специальный церковный суд, который вершил судебные дела, подвергал христиан пыткам, основываясь на доносах и слежках.
В XV столетии мироощущение жителей русских земель заметно менялось. Для русского человека раздвинулись границы известного ему мира. Более регулярным стало общение с представителями западноевропейских стран, что позволяло знакомиться с их культурой и традициями, бытом, модой и т. д. Появилась возможность сравнивать обычаи, порядок жизни.
Превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни всех русских земель привело к изменению в сознании людей образа великих князей. Они воспринимались теперь как лидеры государства, ведущего справедливую освободительную борьбу с Ордой.