На Тридентском соборе сторонникам реформ католической церкви удалось добиться некоторых изменений. Укажите не менее двух таких изменений, принятых на этом соборе.
Введение К середине 1980-х гг. Советский Союз оставался самым крупным по территории (1/6 обитаемой суши, 22,4 млн кв. км) и третьим по численности населения (после Китая и Индии) государством на Земле. Согласно переписи 1989 г., население страны составляло 286,7 млн человек, в городах проживало примерно 2/3 населения, в сельской местности – 1/3. СССР обладал огромными природными богатствами, не сопоставимыми ни с одной из стран мира; достиг определенных успехов в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс). С середины 1970-х гг. был установлен военно-стратегический паритет (примерное равенство) с США и всем блоком НАТО. Существовала достаточно развитая инфраструктура промышленности и сельского хозяйства, страна в основном обеспечивала себя продуктами питания и товарами широкого потребления (правда, на минимально допустимом уровне). Но положение СССР было противоречивым. С одной стороны, Советский Союз по-прежнему оставался великой державой, с другой – стремительно утрачивал этот статус. Главной причиной такого явления было экстенсивное развитие плановой социалистической экономики, прогрессирующее падение темпов роста промышленности и технико-экономическое отставание от стран Запада. Темпы прироста национального дохода к началу 1980-х гг. упали до уровня экономической стагнации (застоя). Дефицит внутреннего рынка покрывался импортом, приобретенным за «нефтедоллары», валютная выручка от продажи топливно-энергетических и сырьевых ресурсов направлялась в основном на решение текущих задач, а не на цели перспективной модернизации экономики. Социальные и национальные противоречия в стране находились в непроявленном состоянии, но уже заявляли о себе. При сохранении существовавших тенденций уже в ближайшем будущем СССР должен был утратить статус великой державы. Следовало что-то предпринимать, чтобы выйти из состояния застоя. К середине 1980-х гг. необходимость перемен явственно назрела. Это было понятно и прогрессивным деятелям КПСС. Лидером перемен стал новый генеральный секретарь ЦК партии М. С. Горбачев, объявивший курс на Перестройку. Она была неизбежна, породившими ее причинами стали стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, коррупция, засилье бюрократии, политический кризис в руководстве страны, выразившийся, прежде всего, в сращивании партийно-государственной номенклатуры с теневой экономикой и др.
В 90-е годы века начались перемены к лучшему, что связано с привнесением в жизнь общества таких понятий, как демократия, отсутствие цензуры, плюрализм, свобода слова, печати, совести1. С этим связано раскрепощение общественного сознания, существенная активизация социально-культурного творчества различных категорий и групп населения. Также стоит отметить и расширение количества видов и форм художественного творчества, обогащение спектра культурных начинаний за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.
Именно тогда все более широкое использование начала получать конкретная, порегионная, адресная поддержка различных молодежных (и не только) инициатив. Эта поддержка осуществляется в виде целевых программ федерального и локального характера2. После падения «железного занавеса» стал богаче культурный обмен, исчезает чувство культурной изоляции, в общественные галереи, музеи, на выставки возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению.
В то время получило свежее дыхание система высшего образования – быть образованным человеком снова становится и модно, и выгодно, образование несет уважение и вес в обществе. В 90-е годы заново осваивался огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль, и даже в школьных учреждениях вводятся уроки культурологии, права, экономики, риторики и т.д.
Малые этнические группы, о существовании которых почти забыли в течение последних десятилетий, начали активизироваться, проявляя свое участие в социокультурной жизни страны. Это формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Эта тенденция особенно заметно именно тогда начала проявляться у ряда малочисленных народностей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока. Также начала восстанавливаться в своих правах религиозная культура народов России.
Процессы обновления, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры. Это и средства труда, и предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества. С периодом перестройки связывают и развитие средств массовой коммуникации, пусть и не такое бурное, как в Западной Европе и США, ввело в содержание культуры общества огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Тогда же бурную эпоху переживала индустрия культуры и досуга, индустрия развлечений.
Потенциал культуры 85-90-х годов составляли созданные за предыдущие годы ее объекты — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, собранные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; но наряду с настоящим нельзя забывать и о культурном наследии знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры.
Точками, где собраны ресурсы развития культурной жизни, залог того, что она не исчезнет для будущих поколений являются традиционные социальные общественные институты, предназначенные для преобразования, хранения, передачи культурного потенциала, его освоения и использования членами общества. И это не только министерства, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, но и средние и высшие учебные заведения, творческие союзы, средства массовой информации.
При всех тех положительных процессах, проходящих в нашей стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию. Этот процесс начался именно с времен перестройки.
Именно с времен перестройки начался разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей масс для его освоения и использования в повседневной социокультурной практике. Сумасшедшие темпы, динамизм общественной и культурной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в субъективной плоскости — в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение.
Введение К середине 1980-х гг. Советский Союз оставался самым крупным по территории (1/6 обитаемой суши, 22,4 млн кв. км) и третьим по численности населения (после Китая и Индии) государством на Земле. Согласно переписи 1989 г., население страны составляло 286,7 млн человек, в городах проживало примерно 2/3 населения, в сельской местности – 1/3. СССР обладал огромными природными богатствами, не сопоставимыми ни с одной из стран мира; достиг определенных успехов в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс). С середины 1970-х гг. был установлен военно-стратегический паритет (примерное равенство) с США и всем блоком НАТО. Существовала достаточно развитая инфраструктура промышленности и сельского хозяйства, страна в основном обеспечивала себя продуктами питания и товарами широкого потребления (правда, на минимально допустимом уровне). Но положение СССР было противоречивым. С одной стороны, Советский Союз по-прежнему оставался великой державой, с другой – стремительно утрачивал этот статус. Главной причиной такого явления было экстенсивное развитие плановой социалистической экономики, прогрессирующее падение темпов роста промышленности и технико-экономическое отставание от стран Запада. Темпы прироста национального дохода к началу 1980-х гг. упали до уровня экономической стагнации (застоя). Дефицит внутреннего рынка покрывался импортом, приобретенным за «нефтедоллары», валютная выручка от продажи топливно-энергетических и сырьевых ресурсов направлялась в основном на решение текущих задач, а не на цели перспективной модернизации экономики. Социальные и национальные противоречия в стране находились в непроявленном состоянии, но уже заявляли о себе. При сохранении существовавших тенденций уже в ближайшем будущем СССР должен был утратить статус великой державы. Следовало что-то предпринимать, чтобы выйти из состояния застоя. К середине 1980-х гг. необходимость перемен явственно назрела. Это было понятно и прогрессивным деятелям КПСС. Лидером перемен стал новый генеральный секретарь ЦК партии М. С. Горбачев, объявивший курс на Перестройку. Она была неизбежна, породившими ее причинами стали стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, коррупция, засилье бюрократии, политический кризис в руководстве страны, выразившийся, прежде всего, в сращивании партийно-государственной номенклатуры с теневой экономикой и др.
В 90-е годы века начались перемены к лучшему, что связано с привнесением в жизнь общества таких понятий, как демократия, отсутствие цензуры, плюрализм, свобода слова, печати, совести1. С этим связано раскрепощение общественного сознания, существенная активизация социально-культурного творчества различных категорий и групп населения. Также стоит отметить и расширение количества видов и форм художественного творчества, обогащение спектра культурных начинаний за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.
Именно тогда все более широкое использование начала получать конкретная, порегионная, адресная поддержка различных молодежных (и не только) инициатив. Эта поддержка осуществляется в виде целевых программ федерального и локального характера2. После падения «железного занавеса» стал богаче культурный обмен, исчезает чувство культурной изоляции, в общественные галереи, музеи, на выставки возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению.
В то время получило свежее дыхание система высшего образования – быть образованным человеком снова становится и модно, и выгодно, образование несет уважение и вес в обществе. В 90-е годы заново осваивался огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль, и даже в школьных учреждениях вводятся уроки культурологии, права, экономики, риторики и т.д.
Малые этнические группы, о существовании которых почти забыли в течение последних десятилетий, начали активизироваться, проявляя свое участие в социокультурной жизни страны. Это формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Эта тенденция особенно заметно именно тогда начала проявляться у ряда малочисленных народностей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока. Также начала восстанавливаться в своих правах религиозная культура народов России.
Процессы обновления, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры. Это и средства труда, и предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества. С периодом перестройки связывают и развитие средств массовой коммуникации, пусть и не такое бурное, как в Западной Европе и США, ввело в содержание культуры общества огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Тогда же бурную эпоху переживала индустрия культуры и досуга, индустрия развлечений.
Потенциал культуры 85-90-х годов составляли созданные за предыдущие годы ее объекты — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, собранные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; но наряду с настоящим нельзя забывать и о культурном наследии знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры.
Точками, где собраны ресурсы развития культурной жизни, залог того, что она не исчезнет для будущих поколений являются традиционные социальные общественные институты, предназначенные для преобразования, хранения, передачи культурного потенциала, его освоения и использования членами общества. И это не только министерства, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, но и средние и высшие учебные заведения, творческие союзы, средства массовой информации.
При всех тех положительных процессах, проходящих в нашей стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию. Этот процесс начался именно с времен перестройки.
Именно с времен перестройки начался разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей масс для его освоения и использования в повседневной социокультурной практике. Сумасшедшие темпы, динамизм общественной и культурной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в субъективной плоскости — в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение.