Важнейшим направлением эпохи Возрождения был гуманизм. Гуманисты провозглашали человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью, утверждали, что человек обладает безграничными творческими возможностями, что он имеет право на наслаждение, радость и счастье в земной жизни в соответствии со своей человеческой природой. Полагаться ему следует не на Бога, а на свои силы, на самого себя, на собственные знания и умения, волю, целеустремлённость, энергию и практическую хватку. Человек есть часть природы, и его природные потребности вполне законны и нормальны. Христианская же религия с аскетической точки зрения рассматривала человека, принижала его, утверждая, что он слаб и бес изначально греховен, что человек предназначен только к во имя жизни вечной. Если в средние века цель и смысл жизни человека виделся в служении Богу и были связаны со души, то в эпоху Возрождения человек рассматривался в его земном предназначении, а смысл его жизни связывался с решением земных реальных проблем. Поэтому и общество не продукт божьей воли, а результат деятельности людей. Посредством деятельности, активной и творчески созидательной, человек проявляет свои силы и таланты самоутверждая себя в мире. Реальный образец человека эпохи Возрождения – это художник, творящий земную человеческую красоту как гармонию тела и духа. Поэтому, если в средние века определяющим фактором была религия, то теперь таковым стало искусство. Наибольшее развитие гуманизм получил в Италии, особенно во Флоренции. Отцами итальянского гуманизма были выдающиеся поэты и писатели: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). В философии наиболее известными представителями итальянского гуманизма были: Лоренцо Валла (1407-1457), Марсилио Фичино (1433-1499), Джованни Пико дела Мирандолла (1463-1494), Пьетро Помпонацци (1462-1524).
Курфюрст Бранденбургский и герцог Прусский Фридрих Вильгельм, благодаря умелой внешней и внутренней политике, обеспечил независимость Пруссии, заложил основы прусского государства и вывел его из числа многочисленных средних небольших немецких государств. Но только его сын, Фридрих III (1688 – 1713), добился официального королевского статуса.
Фридрих III не был столь талантлив, как его отец, но за годы своего правления обеспечил Пруссии статус серьезной европейской державы. В 1700 году Фридрих III умело сыграл на противоречиях между европейскими странами в преддверии и во время войны за испанское наследство и получил от императора Священной Римской Империи королевский титул в обмен на обещание участвовать в войне в рамках антифранцузской коалиции.
В Кёнигсберге 18 января 1701 года герцог Прусский Фридрих III короновал себя и свою жену Софию-Шарлотту, став королем Пруссии – Фридрихом I. Но столицей государства остался Берлин.
События Семилетней войны (1756 – 1763) серьезно отразились на Восточной Пруссии, так как на её территории велись военные действия. После победы в прусском местечке Гросс-Егерсдорф русские войска отступили из-за нехватки провианта, но в большей степени по причине болезни Елизаветы Петровны и перехода престола к великому князю Петру III, известному своими пропрусскими настроениями. Однако уже в следующем году территория Восточной Пруссии, включая Кёнигсберг, была занята русскими, а командующий войсками генерал-аншеф Фермор стал её первым губернатором. 24 января 1759 года, в день рождения Фридриха II, население Восточной Пруссии присягнуло на верность императрице Елизавете Петровне, а вскоре началась чеканка монет прусской губернии с изображением императрицы и черного прусского орла. Раздосадованный поведением бывших подданных, король дал обещание никогда не посещать Пруссию и не был там ни разу до самой смерти. В немецкой историографии период вхождения Восточной Пруссии в состав Российской империи получил название «первое русское время».
Пребывание Восточной Пруссии в составе России не было долгим благодаря «чуду Бранденбургского дома». Это выражение заимствовано из письма прусского короля к своему брату после поражения от русских войск при Кунерсдорфе: «Я возвещаю Вам о чуде Бранденбургского дома. В то время, когда враг, перейдя Одер, мог решиться на вторую битву и закончить войну, он ушёл в направлении Мюльрозе и Либерозе». Также принято говорить и о «втором чуде Бранденбургского дома», под которым подразумевают перемирие и последующий договор с императором Петром III, по которому Пруссии были возвращены все присоединенные к России земли и снята присяга на верность российской короне.
Фридрих II продолжал активную переселенческую политику, начатую его предшественниками. Он распространил практику, заложенную Фридрихом Вильгельмом в Потсдамском эдикте (1685), и на нехристианские народы. В частности, в его правление в Прусское королевство были приглашены на поселение евреи. Реформа в прусской судебной системе предполагала принципы гласности судопроизводства и отменену пыток.
Постепенно с расширением Прусского королевства Восточная Пруссия становится одной из провинций королевства, а центр окончательно перемещается в Центральную Германию. После разделов Речи Посполитой появляется еще одна провинция с названием Пруссия – Западная, но 1824 году они объединяются. Многие события проходят мимо провинции, в ней практически не ощущаются революционные события конца 40-х годов, сотрясавшие остальные немецкие провинции, процесс объединения Германии также не нарушает спокойной жизни Пруссии. Но Пруссия остается важной частью складывающегося государства, его символом.
В период королевства в Кёнигсберге появляются на свет математик Х. Гольдбах, писатель Э.Т.А. Гофман. Однако самым известным уроженцем Восточной Пруссии по праву считается великий философ Иммануил Кант. В период Семилетней войны он, так же как и большинство жителей Восточной Пруссии, присягнул на верность Елизавете Петровне и даже направил на ее имя обращение с предоставить ему кафедру в Кёнигсбергском университете, но обращение удовлетворено не было. Однако через некоторое время справедливость восторжествовала и ему присвоили должность почетного профессора Петербургского университета. Кёнигсбергский университет продолжает оставаться одним из лучших в Восточной и Северной Европе. В 1830 году открыта обсерватория.
Важнейшим направлением эпохи Возрождения был гуманизм. Гуманисты провозглашали человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью, утверждали, что человек обладает безграничными творческими возможностями, что он имеет право на наслаждение, радость и счастье в земной жизни в соответствии со своей человеческой природой. Полагаться ему следует не на Бога, а на свои силы, на самого себя, на собственные знания и умения, волю, целеустремлённость, энергию и практическую хватку. Человек есть часть природы, и его природные потребности вполне законны и нормальны. Христианская же религия с аскетической точки зрения рассматривала человека, принижала его, утверждая, что он слаб и бес изначально греховен, что человек предназначен только к во имя жизни вечной. Если в средние века цель и смысл жизни человека виделся в служении Богу и были связаны со души, то в эпоху Возрождения человек рассматривался в его земном предназначении, а смысл его жизни связывался с решением земных реальных проблем. Поэтому и общество не продукт божьей воли, а результат деятельности людей. Посредством деятельности, активной и творчески созидательной, человек проявляет свои силы и таланты самоутверждая себя в мире. Реальный образец человека эпохи Возрождения – это художник, творящий земную человеческую красоту как гармонию тела и духа. Поэтому, если в средние века определяющим фактором была религия, то теперь таковым стало искусство. Наибольшее развитие гуманизм получил в Италии, особенно во Флоренции. Отцами итальянского гуманизма были выдающиеся поэты и писатели: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). В философии наиболее известными представителями итальянского гуманизма были: Лоренцо Валла (1407-1457), Марсилио Фичино (1433-1499), Джованни Пико дела Мирандолла (1463-1494), Пьетро Помпонацци (1462-1524).
Фридрих III не был столь талантлив, как его отец, но за годы своего правления обеспечил Пруссии статус серьезной европейской державы. В 1700 году Фридрих III умело сыграл на противоречиях между европейскими странами в преддверии и во время войны за испанское наследство и получил от императора Священной Римской Империи королевский титул в обмен на обещание участвовать в войне в рамках антифранцузской коалиции.
В Кёнигсберге 18 января 1701 года герцог Прусский Фридрих III короновал себя и свою жену Софию-Шарлотту, став королем Пруссии – Фридрихом I. Но столицей государства остался Берлин.
События Семилетней войны (1756 – 1763) серьезно отразились на Восточной Пруссии, так как на её территории велись военные действия. После победы в прусском местечке Гросс-Егерсдорф русские войска отступили из-за нехватки провианта, но в большей степени по причине болезни Елизаветы Петровны и перехода престола к великому князю Петру III, известному своими пропрусскими настроениями. Однако уже в следующем году территория Восточной Пруссии, включая Кёнигсберг, была занята русскими, а командующий войсками генерал-аншеф Фермор стал её первым губернатором. 24 января 1759 года, в день рождения Фридриха II, население Восточной Пруссии присягнуло на верность императрице Елизавете Петровне, а вскоре началась чеканка монет прусской губернии с изображением императрицы и черного прусского орла. Раздосадованный поведением бывших подданных, король дал обещание никогда не посещать Пруссию и не был там ни разу до самой смерти. В немецкой историографии период вхождения Восточной Пруссии в состав Российской империи получил название «первое русское время».
Пребывание Восточной Пруссии в составе России не было долгим благодаря «чуду Бранденбургского дома». Это выражение заимствовано из письма прусского короля к своему брату после поражения от русских войск при Кунерсдорфе: «Я возвещаю Вам о чуде Бранденбургского дома. В то время, когда враг, перейдя Одер, мог решиться на вторую битву и закончить войну, он ушёл в направлении Мюльрозе и Либерозе». Также принято говорить и о «втором чуде Бранденбургского дома», под которым подразумевают перемирие и последующий договор с императором Петром III, по которому Пруссии были возвращены все присоединенные к России земли и снята присяга на верность российской короне.
Фридрих II продолжал активную переселенческую политику, начатую его предшественниками. Он распространил практику, заложенную Фридрихом Вильгельмом в Потсдамском эдикте (1685), и на нехристианские народы. В частности, в его правление в Прусское королевство были приглашены на поселение евреи. Реформа в прусской судебной системе предполагала принципы гласности судопроизводства и отменену пыток.
Постепенно с расширением Прусского королевства Восточная Пруссия становится одной из провинций королевства, а центр окончательно перемещается в Центральную Германию. После разделов Речи Посполитой появляется еще одна провинция с названием Пруссия – Западная, но 1824 году они объединяются. Многие события проходят мимо провинции, в ней практически не ощущаются революционные события конца 40-х годов, сотрясавшие остальные немецкие провинции, процесс объединения Германии также не нарушает спокойной жизни Пруссии. Но Пруссия остается важной частью складывающегося государства, его символом.
В период королевства в Кёнигсберге появляются на свет математик Х. Гольдбах, писатель Э.Т.А. Гофман. Однако самым известным уроженцем Восточной Пруссии по праву считается великий философ Иммануил Кант. В период Семилетней войны он, так же как и большинство жителей Восточной Пруссии, присягнул на верность Елизавете Петровне и даже направил на ее имя обращение с предоставить ему кафедру в Кёнигсбергском университете, но обращение удовлетворено не было. Однако через некоторое время справедливость восторжествовала и ему присвоили должность почетного профессора Петербургского университета. Кёнигсбергский университет продолжает оставаться одним из лучших в Восточной и Северной Европе. В 1830 году открыта обсерватория.