Национальные автономии в Казахстане. Урок 3 Какие газеты (на русском языке ) начал издавать Мустафа Шокай с целью продвигать работу Кокандской автономии?
Вскоре после смерти Бату (1256) на золотоордынский престол взошел его брат, хан Берке. Новый правитель еще в 40-е годы XIII ст. принял Ислам. Об этом событии сообщают многие арабские историки и летописцы. Рукн-ад-дин-Байбарс, автор многотомного сочинения «Тарих Байбарса» («Летопись Байбарса») подробно описал, при каких обстоятельствах Берке стал мусульманином. «Воссел на престол страны Берке. Он принял Ислам, был благочестив, установил маяки религии, распространил законы мусульман… Принялся за строительство мечетей и медресе в разных концах своей страны. Причина принятия им Ислама была в том, что аш-шайх Наджм ад-дин Кубра…распределил своих муридов по великим городам. Отправил… Сайф ад-дин Бохарзи — в Бухару».
Принятие ислама ханом Берке и его приближенными, представленное мусульманскими авторами как победа «правоверия» в Золотой Орде, хотя и было для своего времени фактом огромной политической значимости, однако не привело к массовому принятию мусульманской религии основным населением государства — потомков Джучи — и заметной исламизации государственной жизни и общественного быта. С принятием ислама в Золотой Орде большое распространение в Дешт-и Кыпчаке получила сравнительно высокая арабская культура. При переходе к новой религии монгольская аристократия, прежде всего интересовалась политическими выгодами, поскольку новая религия усилению господствующих классов и в первую очередь власти самого хана. Особенно агрессивной была политика Берке по отношению к Хулагу, которая завершилась войной. Война между ханами Золотой Орды и Хулагуидами привела к сближению хана Берке с Мамлюкскими султанами в Египте. Союз с Египтом имел для ханов Золотой Орды большое распространения исламской цивилизации.
Государство Золотой Орды (Джучиев Улус), в состав которого входила большая часть нынешнего Казахстана, с самого начала своего образования (1243 год) подвергалось воздействию мусульманской религии и культуры как внутри -мусульманское население булгарских городов Поволжья и Прикамья, а также мусульман Хорезма (Нижняя Аму-Дарья), так и извне из близкой Бухары и далекого Египта. Это мощное воздействие мусульманского мира привело в конце концов при Узбек-хане (правил в 1313-1341 гг.) к принятию династией Джучидов (т.е. потомков Джучи, старшего сына Чингиз-хана) ислама в качестве официальной религии государства Золотой Орды (Абылхожин Ж.Б. и др. Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).
«Воссел на престол страны Берке. Он принял Ислам, был благочестив, установил маяки религии, распространил законы мусульман… Принялся за строительство мечетей и медресе в разных концах своей страны. Причина принятия им Ислама была в том, что аш-шайх Наджм ад-дин Кубра…распределил своих муридов по великим городам. Отправил… Сайф ад-дин Бохарзи — в Бухару».
Принятие ислама ханом Берке и его приближенными, представленное мусульманскими авторами как победа «правоверия» в Золотой Орде, хотя и было для своего времени фактом огромной политической значимости, однако не привело к массовому принятию мусульманской религии основным населением государства — потомков Джучи — и заметной исламизации государственной жизни и общественного быта. С принятием ислама в Золотой Орде большое распространение в Дешт-и Кыпчаке получила сравнительно высокая арабская культура. При переходе к новой религии монгольская аристократия, прежде всего интересовалась политическими выгодами, поскольку новая религия усилению господствующих классов и в первую очередь власти самого хана. Особенно агрессивной была политика Берке по отношению к Хулагу, которая завершилась войной. Война между ханами Золотой Орды и Хулагуидами привела к сближению хана Берке с Мамлюкскими султанами в Египте. Союз с Египтом имел для ханов Золотой Орды большое распространения исламской цивилизации.
Государство Золотой Орды (Джучиев Улус), в состав которого входила большая часть нынешнего Казахстана, с самого начала своего образования (1243 год) подвергалось воздействию мусульманской религии и культуры как внутри -мусульманское население булгарских городов Поволжья и Прикамья, а также мусульман Хорезма (Нижняя Аму-Дарья), так и извне из близкой Бухары и далекого Египта. Это мощное воздействие мусульманского мира привело в конце концов при Узбек-хане (правил в 1313-1341 гг.) к принятию династией Джучидов (т.е. потомков Джучи, старшего сына Чингиз-хана) ислама в качестве официальной религии государства Золотой Орды (Абылхожин Ж.Б. и др. Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).