XVII век - время предчувствия перемен, которые предстояли России. Смена типа культуры проходила в острой борьбе старой традиции с новыми потребностями и вкусами. Современники очень остро, болезненно ощущали ломку, переоценку ценностей и традиций, потому весь XVII век проходит под знаком борьбы двух общественных настроений. С одной стороны, это страстная до фанатизма защита старины, с другой, - понимание необходимости и полезности перемен.В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления: начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек-творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов; эти процессы только проявляют себя, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение - это тенденция, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры - религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой;заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.Культурный перелом не мог осуществляться без утрат. Искусство нового времени, выигрывая в деталях, проигрывало средневековому в целостности, в гармонии древней глубины и духовности. Более того, культурная эволюция с XVII в. идет вширь, а не вглубь, когда освоение новых образов, сюжетов, стилей не сопровождается стремлением к постижению идеала. Поэтому старообрядческая критика «новизны» не являлась исключительно ретроградной боязнью нового как такового. За этой критикой стояло опасение потерять непреходящие духовные ценности, утратить связь с Традиционалисты, сторонники старины упрекали этот век в «пестроте». «Пестрота» - это небывалая по сравнению с веками социально-политическая активность общества, что продемонстрировало Смутное время, когда на авансцену вышли люди незнатные, худородные - мелкие дворяне, посадские старосты, казаки, крестьяне и даже холопы. Они навсегда вошли в историю России, оттеснив на время князей, бояр, полководцев. Эта активность, как осознание своих прав, подняла громадные массы на городкие восстания середины века и продолжалась весь век, не давая власти возможности взять реванш. И власть отступала.Люди, приемлющие перемены, вносили свою лепту в новизну, оптимистично называли «петроту» «дивным узорочьем». Оно наиболее отчетливо проявилось в красочности, нарядности, декоративности в живописи и зодчестве; красота, многоцветие, разнообразие в украшении быта, в одежде горожан. Искусство нового времени - это гимн творению, а не Творцу в классическом искусстве Древней Руси.Век дивного узорочья - век обмирщения, секуляризации культуры, нарастания в ней светских начал, рационализма и практицизма.
Итак начнем по важности, самая основная, бесспорно, это реформа "Отмены крепостного права" в 1861 году, крестьяне стали свободны, однако земли у них не было, да и за свою свободу нужно было ещё платить. Кто не заплатил становились временнообязанными. Фактически люди стали свободны, но у них ничего не было, ни земли, ни денег, ничего. Второй по значимости я бы поставил судебную реформу, ибо именно она толкнула российскую судебную систему далеко вперед, появляются принципы судебной деятельности: гласность, законность, открытость и т.д. Также вводиться институт присяжных заседателей, адвокатов и судебных приставов, были убраны многие недоработки из старой системы. На 3 место я поставлю военную, вся страна была поделена по военные округа, и ослаблена централизация, в результате чего, армия была более мобильной и маневренной. Появились военные суды: полковой, военно-окружной и главный военный суды. также была установлена новая воинская повинность, служили все мужчины, достигшие 21 года в армии 6 лет, и 9 лет в запасе, на флоте служили 7 лет и 3 в запасе. Земская реформа предусматривала введение органов местного самоуправления, что было значительным шагом в развитии политической культуры- земства, туда избирались представители от всех сословий. Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих. В результате городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления
начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек-творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов; эти процессы только проявляют себя, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение - это тенденция, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры - религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой;заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.Культурный перелом не мог осуществляться без утрат. Искусство нового времени, выигрывая в деталях, проигрывало средневековому в целостности, в гармонии древней глубины и духовности. Более того, культурная эволюция с XVII в. идет вширь, а не вглубь, когда освоение новых образов, сюжетов, стилей не сопровождается стремлением к постижению идеала. Поэтому старообрядческая критика «новизны» не являлась исключительно ретроградной боязнью нового как такового. За этой критикой стояло опасение потерять непреходящие духовные ценности, утратить связь с Традиционалисты, сторонники старины упрекали этот век в «пестроте». «Пестрота» - это небывалая по сравнению с веками социально-политическая активность общества, что продемонстрировало Смутное время, когда на авансцену вышли люди незнатные, худородные - мелкие дворяне, посадские старосты, казаки, крестьяне и даже холопы. Они навсегда вошли в историю России, оттеснив на время князей, бояр, полководцев. Эта активность, как осознание своих прав, подняла громадные массы на городкие восстания середины века и продолжалась весь век, не давая власти возможности взять реванш. И власть отступала.Люди, приемлющие перемены, вносили свою лепту в новизну, оптимистично называли «петроту» «дивным узорочьем». Оно наиболее отчетливо проявилось в красочности, нарядности, декоративности в живописи и зодчестве; красота, многоцветие, разнообразие в украшении быта, в одежде горожан. Искусство нового времени - это гимн творению, а не Творцу в классическом искусстве Древней Руси.Век дивного узорочья - век обмирщения, секуляризации культуры, нарастания в ней светских начал, рационализма и практицизма.
Второй по значимости я бы поставил судебную реформу, ибо именно она толкнула российскую судебную систему далеко вперед, появляются принципы судебной деятельности: гласность, законность, открытость и т.д. Также вводиться институт присяжных заседателей, адвокатов и судебных приставов, были убраны многие недоработки из старой системы.
На 3 место я поставлю военную, вся страна была поделена по военные округа, и ослаблена централизация, в результате чего, армия была более мобильной и маневренной. Появились военные суды: полковой, военно-окружной и главный военный суды. также была установлена новая воинская повинность, служили все мужчины, достигшие 21 года в армии 6 лет, и 9 лет в запасе, на флоте служили 7 лет и 3 в запасе.
Земская реформа предусматривала введение органов местного самоуправления, что было значительным шагом в развитии политической культуры- земства, туда избирались представители от всех сословий. Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.
В результате городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления