Надпись вырезана острым предметом на внешней стороне серебряной чаши и состоит из 26 руноподобных знаков, расположенных в две горизонтальные строки.
эти знаки обнаруживают сходство как со знаками ранних алфавитных письменностей средиземноморья, так и с древнетюркскими рунами.
руноподобная надпись на серебряной чаше сакского времени является тюркоязычной и читается справа налево следующим образом: “старший брат, тебе (этот) очаг! чужой, опустись на колени! (да будет) у поколения пища! ”
эта древнетюркская надпись сакской эпохи свидетельствует, во-первых, о древнем поминальном ритуале, связанном с представлением о загробной жизни; во-вторых, о стремлении народа победить внешних врагов; в-третьих, о их желании жить в достатке. ценность этой надписи в том, что она еще раз доказывает, что язык сакских племен, населявших территорию казахстана в древности, был древнетюркским и позволяет пересмотреть традиционное представление об отсутствии алфавитной письменности у ранних кочевников. рассмотренная надпись вновь свидетельствует о том, что тюркский рунический алфавит имеет длительную развития, что еще 2500 лет назад тюркоязычные племена знали его и широко использовали в своей жизни.
… и наконец, не вызывает никакого сомнения, что древнетюркская руническая письменность — это та письменность, которой пользовались наши предки в течение 1500 лет. имеющиеся в данное время на руках источники свидетельствуют и нас в довольно длительном (с середины i тысячелетия до н. э. и до конца i тысячелетия н. э.) применении этого алфавита.
-определите по тексту религиозные представления саков:
1)вера в загробную жизнь.
2)вера в движение земли.
3)вера в священную книгу.
4)вера в одушевление природных явлений.
5)вера в магические свойства предметов.
в загробную жизнь и движение земли