Падение империи. Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918 г. создали в Германии революционную ситуацию. Октябрьская революция 1917 г. в России усилила и без того накаленную социальными и политическими страстями ситуацию, сложившуюся ввиду очевидного военного поражения Германии. Под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов.
Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен — присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало.
В создавшейся обстановке имперское правительство сочло за лучшее передать власть социал-демократам. Выбор пал на социал-демократию, потому что эта партия, как уже говорилось, исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Теоретики социал-демократии и более всего Э. Бернштейн предсказывали успешный мирный путь продвижения к социализму через разного рода реформы, возможные в условиях неуклонного роста производства, а вместе с тем жизненного уровня трудящихся.
Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы как этим, так и заверениями о неприкосновенности частной собственности успокоить буржуазию и землевладельцев (включая крестьян, к революции не примкнувших), сохранить социальный мир и, значит, возможность мирного политического решения вопроса о будущем Германии. Но при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами с революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января 1919 г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919 г.).
Итоги германской революции 1918—1919 гг. Ноябрьская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Такой же была и Веймарская конституция. Признание свободы партий, слова, печати, «права на труд и охрану труда» свидетельствовало о том новом положении, которое пролетариат и демократия вообще стали завоевывать в общественной жизни, в мировой истории. Несомненными завоеваниями рабочего класса Германии являлись узаконение 8-часового рабочего дня, право назаключение коллективных договоров с предпринимателями, введение пособий по безработице, законодательное признание женского избирательного права и др.
Несмотря на буржуазно-демократический характер, революция 1918 г. в Германии была проведена в значительной мере пролетарскими средствами, о чем наглядно свидетельствуют Советы рабочих и солдатских депутатов, забастовки и демонстрации, наконец, образование недолговременной Баварской советской республики.
Учредительное собрание и Веймарская конституция. Проводимая социал-демократией политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т. п.
Государственный строй Германской империи, согласно Конституции, – конституционная монархия в дуалистической форме. Ее особенность состояла во всевластии императора и канцлера и слабости парламента.
Объяснение:
Конституция наделяла кайзера – германского императора – широкими полномочиями, причем этот титул наследственно принадлежал прусскому королю. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера, был верховным главнокомандующим. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и Рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.
Фактически вся полнота исполнительной власти была сосредоточена в руках имперского канцлера. Особенность конституционной модели власти Второй империи состояла в отсутствии правительства и общепринятой системы министерств. Высшие имперские чиновники именовались государственными секретарями. Канцлер, которого назначал император, не был ответствен перед Рейхстагом и не мог уйти в отставку в случае выражения вотума недоверия. Канцлер был также министром иностранных дел, его ведомство выполняло функции министерства торговли и финансов, а также управляло "имперской провинцией" Эльзас – Лотарингией. Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи, оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов. Кроме того, имперский канцлер был председателем Бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате парламента при равенстве голосов.
Законодательная власть вручалась двухпалатному парламенту. Верхняя палата – Союзный совет (Бундесрат), орган представительства интересов земель, не избирался, а состоял из представителей, назначаемых правительствами земель. Нормы представительства субъектов зависели от размера земель, территории, численности населения, военной мощи. Доминировала в Союзном совете Пруссия. На ее долю приходилось 17 мандатов (чтобы заблокировать либеральные законопроекты нижней палаты, достаточно было 14 голосов). Нижняя палата (Палата депутатов) – Рейхстаг избирался путем всеобщих выборов тайным голосованием только лишь мужчин, достигших 25-летнего возраста, исключая военных и лиц, живущих на пособие. Один депутат избирался от 100 тыс. населения. Срок легислатуры вначале был три года, а с 1878 г. – пять лет. Каждый депутат имел свободный мандат и не был связан наказом и инструкциями своих избирателей, не получал жалования. Компетенция Рейхстага была незначительной. Законотворческая функция нижней палаты была ограничена Бундесратом: любой закон, принятый Рейхстагом, должен получить одобрение Бундесрата и кайзера. Полномочие 11алаты депутатов утверждать бюджет также подверглось ограничению: под давлением канцлера О. Бисмарка депутаты разрешили самому правительству определять смету военных расходов. К тому же нижняя палата могла до распускаться постановлением верхней палаты (Бундесрата). Конституция 1871 г. не содержала раздела или главы, посвященной правам и свободам. Конституция установила единое для всех подданных право заниматься ремеслом, право доступа к общественным должностям, приобретения недвижимости, гражданской право Ни один немец не должен быть стеснен в пользовании этим нравом ни властями его родины, ни властями другого союзного государства", – записано в ст. 3 Конституции.
Падение империи. Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918 г. создали в Германии революционную ситуацию. Октябрьская революция 1917 г. в России усилила и без того накаленную социальными и политическими страстями ситуацию, сложившуюся ввиду очевидного военного поражения Германии. Под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов.
Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен — присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало.
В создавшейся обстановке имперское правительство сочло за лучшее передать власть социал-демократам. Выбор пал на социал-демократию, потому что эта партия, как уже говорилось, исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Теоретики социал-демократии и более всего Э. Бернштейн предсказывали успешный мирный путь продвижения к социализму через разного рода реформы, возможные в условиях неуклонного роста производства, а вместе с тем жизненного уровня трудящихся.
Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы как этим, так и заверениями о неприкосновенности частной собственности успокоить буржуазию и землевладельцев (включая крестьян, к революции не примкнувших), сохранить социальный мир и, значит, возможность мирного политического решения вопроса о будущем Германии. Но при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами с революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января 1919 г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919 г.).
Итоги германской революции 1918—1919 гг. Ноябрьская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Такой же была и Веймарская конституция. Признание свободы партий, слова, печати, «права на труд и охрану труда» свидетельствовало о том новом положении, которое пролетариат и демократия вообще стали завоевывать в общественной жизни, в мировой истории. Несомненными завоеваниями рабочего класса Германии являлись узаконение 8-часового рабочего дня, право назаключение коллективных договоров с предпринимателями, введение пособий по безработице, законодательное признание женского избирательного права и др.
Несмотря на буржуазно-демократический характер, революция 1918 г. в Германии была проведена в значительной мере пролетарскими средствами, о чем наглядно свидетельствуют Советы рабочих и солдатских депутатов, забастовки и демонстрации, наконец, образование недолговременной Баварской советской республики.
Учредительное собрание и Веймарская конституция. Проводимая социал-демократией политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т. п.
Объяснение:
Государственный строй Германской империи, согласно Конституции, – конституционная монархия в дуалистической форме. Ее особенность состояла во всевластии императора и канцлера и слабости парламента.
Объяснение:
Конституция наделяла кайзера – германского императора – широкими полномочиями, причем этот титул наследственно принадлежал прусскому королю. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера, был верховным главнокомандующим. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и Рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.
Фактически вся полнота исполнительной власти была сосредоточена в руках имперского канцлера. Особенность конституционной модели власти Второй империи состояла в отсутствии правительства и общепринятой системы министерств. Высшие имперские чиновники именовались государственными секретарями. Канцлер, которого назначал император, не был ответствен перед Рейхстагом и не мог уйти в отставку в случае выражения вотума недоверия. Канцлер был также министром иностранных дел, его ведомство выполняло функции министерства торговли и финансов, а также управляло "имперской провинцией" Эльзас – Лотарингией. Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи, оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов. Кроме того, имперский канцлер был председателем Бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате парламента при равенстве голосов.
Законодательная власть вручалась двухпалатному парламенту. Верхняя палата – Союзный совет (Бундесрат), орган представительства интересов земель, не избирался, а состоял из представителей, назначаемых правительствами земель. Нормы представительства субъектов зависели от размера земель, территории, численности населения, военной мощи. Доминировала в Союзном совете Пруссия. На ее долю приходилось 17 мандатов (чтобы заблокировать либеральные законопроекты нижней палаты, достаточно было 14 голосов). Нижняя палата (Палата депутатов) – Рейхстаг избирался путем всеобщих выборов тайным голосованием только лишь мужчин, достигших 25-летнего возраста, исключая военных и лиц, живущих на пособие. Один депутат избирался от 100 тыс. населения. Срок легислатуры вначале был три года, а с 1878 г. – пять лет. Каждый депутат имел свободный мандат и не был связан наказом и инструкциями своих избирателей, не получал жалования. Компетенция Рейхстага была незначительной. Законотворческая функция нижней палаты была ограничена Бундесратом: любой закон, принятый Рейхстагом, должен получить одобрение Бундесрата и кайзера. Полномочие 11алаты депутатов утверждать бюджет также подверглось ограничению: под давлением канцлера О. Бисмарка депутаты разрешили самому правительству определять смету военных расходов. К тому же нижняя палата могла до распускаться постановлением верхней палаты (Бундесрата). Конституция 1871 г. не содержала раздела или главы, посвященной правам и свободам. Конституция установила единое для всех подданных право заниматься ремеслом, право доступа к общественным должностям, приобретения недвижимости, гражданской право Ни один немец не должен быть стеснен в пользовании этим нравом ни властями его родины, ни властями другого союзного государства", – записано в ст. 3 Конституции.