1) герой трагедии эсхила (525-456 гг. до н.э.) «прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство эсхила расценивается как гипотетическое). в греческой мифологии п.— сын титана налета и океаниды климены, двоюродный брат зевса. похитив огонь, п. приносит его людям, за что зевс приказывает приковать п. к горам кавказа, чтобы ежедневно орел пожирал его печень, вырастающую в течение ночи. пытку прекращает геракл, убивающий орла. к мифу о п. в античные времена обращались философы, поэты, ваятели, предлагая разные воплощения этого героя и различные его истолкования. в афинах существовали специальные празднества — «прометейи». п. прославляли как бога, который принес людям ремесла, грамоту, культуру, и осуждали (например, гесиод), усматривая в нем причину всех бед и несчастий, преследующих род человеческий. в трагедии эсхила п.— герой, дерзнувший противопоставить себя самодержцу зевсу из-за любви к человеку. величие этого подвига подчеркивается тем, что провидец п. знал о грядущем наказании, о муках, ему предназначенных, а следовательно, выбор его был осознанным. п. эсхила, оставаясь равным богам («глядите все, что боги богу сделали! »), в то же время испытывает все, что присуще человеку, — и боль, и страх. но он находит в себе мужество противостоять слугам зевса, власти и силе. эсхил создал образ титанической личности, для которой нравственная свобода выше страданий, а счастье человечества выше собственного горя. п. не раскаивается в содеянном и не дает врагам повода для злорадства: даже стонать он позволяет себе лишь тогда, когда рядом никого нет. всем этим качествам п. на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить. «убить меня все же не смогут! » — восклицает в завершении трагедии п., унаследовавший от матери дар пророчества. фраза оказалась действительно провидческой: благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в (кальдерой, вольтер, шелли, байрон, гете, кафка, а.жид и но и в музыке (лист, бетховен, скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпей-ских фресок и затем в полотнах рубенса, тициана, карраччи, пьеро ди козимо и др. этическая философия эсхила, сопряженная с его богатейшей поэтикой, позволила великому трагику создать убедительный образ мученика во имя идеи, который терпел казнь несколько тысячелетий. одновременно эсхил на более высоком уровне развил миф о п.— создателе людей: в «прометее прикованном» герой через подаренные им науки (строительство, письмо, счет, кораблеплавание, врачевание и т.д.) совершенствует не только тела, но и души людей. по выражению байрона, единственным преступлением п. было то, что он хотел «облегчить страдания людей». п. не только бросил вызов зевсу, но и доказал олимпу, что его имя справедливо переводится на все языки не только как «провидец», но и как
Как уже отмечалось ранее, в схеме Д. Голдторна высший класс отсутствует. Он считал, что класс собственников является немногочисленным и поэтому в классовой структуре современного общества им можно просто пренебречь. Однако в социологии есть и другие точки зрения на этот вопрос. Так, по мнению Джона Вестергаарда, отличительной особенностью высшего класса является интенсивная концентрация в его руках богатства, власти и привилегий. Его роль в социальной структуре неизмеримо больше его численности. Существование высшего класса делает общество классовым, независимо от того, какое членение существует в его остальной части.
Высший класс — это «социальный класс, состоящий из наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный бизнес или владеющих значительным пакетом акций» (Э. Гидденс)[1].
Термин «высший класс» появился в науке в начале XIX в. для описания социальной группы наследственной аристократии и сходного с ней по уровню благосостояния класса капиталистов. К 1930-м гг. в ряде развитых стран (например, в Великобритании) это уже был единый класс, объединенный брачными и семейными связями, экономическими и финансовыми отношениями, общими ценностями и образом жизни.
Высший класс в современном обществе — это очень малочисленная, но очень влиятельная группа на вершине социальной пирамиды. Так, в США более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% верхушки собственников. Владение столь значительной собственностью обеспечивает представителям этого класса прочность положения, которое не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и др. Они имеют возможность влиять на политику, что нередко сохранять и преумножать семейное благосостояние. Представители высшего класса непропорционально представлены на ключевых постах: в политике, на гражданской службе, в военной и юридической сферах.
Следует подчеркнуть, что это не только узкая, но и достаточно закрытая социальная группа, так как они перемещаются преимущественно в своем кругу, заключая браки, поддерживая деловые и дружеские связи.
Представителей высшего класса отличают большие дома и специфический образ жизни, посещение частных школ и университетов, а также участие в так называемом социальном календаре[2].
1) герой трагедии эсхила (525-456 гг. до н.э.) «прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство эсхила расценивается как гипотетическое). в греческой мифологии п.— сын титана налета и океаниды климены, двоюродный брат зевса. похитив огонь, п. приносит его людям, за что зевс приказывает приковать п. к горам кавказа, чтобы ежедневно орел пожирал его печень, вырастающую в течение ночи. пытку прекращает геракл, убивающий орла. к мифу о п. в античные времена обращались философы, поэты, ваятели, предлагая разные воплощения этого героя и различные его истолкования. в афинах существовали специальные празднества — «прометейи». п. прославляли как бога, который принес людям ремесла, грамоту, культуру, и осуждали (например, гесиод), усматривая в нем причину всех бед и несчастий, преследующих род человеческий. в трагедии эсхила п.— герой, дерзнувший противопоставить себя самодержцу зевсу из-за любви к человеку. величие этого подвига подчеркивается тем, что провидец п. знал о грядущем наказании, о муках, ему предназначенных, а следовательно, выбор его был осознанным. п. эсхила, оставаясь равным богам («глядите все, что боги богу сделали! »), в то же время испытывает все, что присуще человеку, — и боль, и страх. но он находит в себе мужество противостоять слугам зевса, власти и силе. эсхил создал образ титанической личности, для которой нравственная свобода выше страданий, а счастье человечества выше собственного горя. п. не раскаивается в содеянном и не дает врагам повода для злорадства: даже стонать он позволяет себе лишь тогда, когда рядом никого нет. всем этим качествам п. на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить. «убить меня все же не смогут! » — восклицает в завершении трагедии п., унаследовавший от матери дар пророчества. фраза оказалась действительно провидческой: благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в (кальдерой, вольтер, шелли, байрон, гете, кафка, а.жид и но и в музыке (лист, бетховен, скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпей-ских фресок и затем в полотнах рубенса, тициана, карраччи, пьеро ди козимо и др. этическая философия эсхила, сопряженная с его богатейшей поэтикой, позволила великому трагику создать убедительный образ мученика во имя идеи, который терпел казнь несколько тысячелетий. одновременно эсхил на более высоком уровне развил миф о п.— создателе людей: в «прометее прикованном» герой через подаренные им науки (строительство, письмо, счет, кораблеплавание, врачевание и т.д.) совершенствует не только тела, но и души людей. по выражению байрона, единственным преступлением п. было то, что он хотел «облегчить страдания людей». п. не только бросил вызов зевсу, но и доказал олимпу, что его имя справедливо переводится на все языки не только как «провидец», но и как
Как уже отмечалось ранее, в схеме Д. Голдторна высший класс отсутствует. Он считал, что класс собственников является немногочисленным и поэтому в классовой структуре современного общества им можно просто пренебречь. Однако в социологии есть и другие точки зрения на этот вопрос. Так, по мнению Джона Вестергаарда, отличительной особенностью высшего класса является интенсивная концентрация в его руках богатства, власти и привилегий. Его роль в социальной структуре неизмеримо больше его численности. Существование высшего класса делает общество классовым, независимо от того, какое членение существует в его остальной части.
Высший класс — это «социальный класс, состоящий из наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный бизнес или владеющих значительным пакетом акций» (Э. Гидденс)[1].
Термин «высший класс» появился в науке в начале XIX в. для описания социальной группы наследственной аристократии и сходного с ней по уровню благосостояния класса капиталистов. К 1930-м гг. в ряде развитых стран (например, в Великобритании) это уже был единый класс, объединенный брачными и семейными связями, экономическими и финансовыми отношениями, общими ценностями и образом жизни.
Высший класс в современном обществе — это очень малочисленная, но очень влиятельная группа на вершине социальной пирамиды. Так, в США более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% верхушки собственников. Владение столь значительной собственностью обеспечивает представителям этого класса прочность положения, которое не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и др. Они имеют возможность влиять на политику, что нередко сохранять и преумножать семейное благосостояние. Представители высшего класса непропорционально представлены на ключевых постах: в политике, на гражданской службе, в военной и юридической сферах.
Следует подчеркнуть, что это не только узкая, но и достаточно закрытая социальная группа, так как они перемещаются преимущественно в своем кругу, заключая браки, поддерживая деловые и дружеские связи.
Представителей высшего класса отличают большие дома и специфический образ жизни, посещение частных школ и университетов, а также участие в так называемом социальном календаре[2].