Впервые название «caravellum» появляется в Генуэзских документах середины XII века, где оно относится к тендеру[прим. 1] [2] — небольшому судну или лодке, применяемому для разгрузки больших судов[6]. Нет никаких оснований считать, что это судно или лодка имело какое-то отношение к привычной нам конструкции каравеллы XV—XVI веков.
XIII век. Каравеллы — небольшие рыбацкие лодки Иберийского полуострова Править
Первое упоминание португальской каравеллы встречается в документе, связанном с событиями 1226 года, когда некая каравелла была насильно включена в состав Английского флота при его возвращении в Гасконь. Очевидно, что это уже более значимое, чем просто небольшая лодка, судно, которое было достойно упоминания о включении в состав флота, и которое было к плаванию в Бискайском заливе[7].
В законодательных документа португальского города Вила-Нова-ди-Гая («Foral Vila Nova de Gaia») от 1255 года каравелла упоминается как судно, с которого платится наименьшая входная пошлина. То есть каравелла на тот момент была наименьшим судном, среди упомянутых (barca seeyra, burcardus trincatus, burcia, pinaza). Подобный Кастильский документ 1255-1256 годов (Siete Partidas [3] Альфонса X Мудрого) так же помещает каравеллу среди судов других типов («…balener, leno, pinaça, caravela e otros barcos (…каравелла и другие лодки)» [4])[7].
XV век Править
Суда с названием «каравелла» известны с XIII века. Но до XV века каравеллой называли небольшое португальское рыболовное парусное судно водоизмещением около 20 тонн.
Во второй половине XIII века Португалия стала первым иберийским королевством, завершившим Реконкисту и вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.
В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки.
С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394—1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.
Первые исследователи атлантического побережья Африки использовали одномачтовые барки и более крупные «баринели». Но приблизительно с 1440-х годов развитие получают каравеллы.
Тип этих маневренных, при как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным вооружением формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были при для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.
Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньшее удлинение — так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода неизвестной продолжительности.
В 1494 году Тордесильясский договор решением Папы разделил мир между Испанией и Португалией по «папскому меридиану», проходящему в 482 километрах западнее Азорских островов. Таким образом Испании достались все новые земли к западу от 49°32’56" западной долготы, а Португалии — все ещё не открытые земли к востоку от этого меридиана.
История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.
Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.
К концу ХШ в. до н.э. Хеттская держава вступает в полосу непрекращающегося кризиса, который завершается ее падением. Именно в это время хеттские правители вступают в борьбу с расположенным на западе Анатолии царством Аххиява, в котором многие специалисты видят предшественников греческих ахейцев. Жители Аххиявы также были индоевропейцами и поначалу мирно соседствовали с хеттами, но потом между ними обострилась борьба за власть над Анатолией, и на аххиявам пришли ахейцы микенской Греции. Вероятно, один из эпизодов этой борьбы и был описан легендарным греческим поэтом Гомером в своей «Илиаде».
Хеттская держава пала под ударами не только ахейцев, но и всех федерации «народов моря», куда входили древние индоевропейские народы бассейна Эгейского моря. После ее разгрома на территорию Анатолии с Балканского полуострова хлынули племена фригийцев и фракийцев, а с Северного Причерноморья сюда пришли огромные орды киммерийцев, и скифов, нашедших себе вторую родину. По мнению многих специалистов, среди этих пришельцев было немало протоармянских и протогрузинских племен, осевших впоследствии на территории Завкавказья. Одновременно западное побережье Анатолии интенсивно заселялось греческими колонистами. В результате этого «переселения народов» на территории некогда могущественного Хеттского царства образовалось несколько независимых государств, среди которых в более поздние века выделяются Фригия, Лидия, Урарту, греческие полисы и ряд более мелких царств.
XII век. Первое упоминания термина Править
Впервые название «caravellum» появляется в Генуэзских документах середины XII века, где оно относится к тендеру[прим. 1] [2] — небольшому судну или лодке, применяемому для разгрузки больших судов[6]. Нет никаких оснований считать, что это судно или лодка имело какое-то отношение к привычной нам конструкции каравеллы XV—XVI веков.
XIII век. Каравеллы — небольшие рыбацкие лодки Иберийского полуострова Править
Первое упоминание португальской каравеллы встречается в документе, связанном с событиями 1226 года, когда некая каравелла была насильно включена в состав Английского флота при его возвращении в Гасконь. Очевидно, что это уже более значимое, чем просто небольшая лодка, судно, которое было достойно упоминания о включении в состав флота, и которое было к плаванию в Бискайском заливе[7].
В законодательных документа португальского города Вила-Нова-ди-Гая («Foral Vila Nova de Gaia») от 1255 года каравелла упоминается как судно, с которого платится наименьшая входная пошлина. То есть каравелла на тот момент была наименьшим судном, среди упомянутых (barca seeyra, burcardus trincatus, burcia, pinaza). Подобный Кастильский документ 1255-1256 годов (Siete Partidas [3] Альфонса X Мудрого) так же помещает каравеллу среди судов других типов («…balener, leno, pinaça, caravela e otros barcos (…каравелла и другие лодки)» [4])[7].
XV век Править
Суда с названием «каравелла» известны с XIII века. Но до XV века каравеллой называли небольшое португальское рыболовное парусное судно водоизмещением около 20 тонн.
Во второй половине XIII века Португалия стала первым иберийским королевством, завершившим Реконкисту и вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.
В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки.
С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394—1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.
Первые исследователи атлантического побережья Африки использовали одномачтовые барки и более крупные «баринели». Но приблизительно с 1440-х годов развитие получают каравеллы.
Тип этих маневренных, при как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным вооружением формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были при для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.
Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньшее удлинение — так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода неизвестной продолжительности.
В 1494 году Тордесильясский договор решением Папы разделил мир между Испанией и Португалией по «папскому меридиану», проходящему в 482 километрах западнее Азорских островов. Таким образом Испании достались все новые земли к западу от 49°32’56" западной долготы, а Португалии — все ещё не открытые земли к востоку от этого меридиана.
История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.
Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.
Каравеллы имели распространение до XVII века.
К концу ХШ в. до н.э. Хеттская держава вступает в полосу непрекращающегося кризиса, который завершается ее падением. Именно в это время хеттские правители вступают в борьбу с расположенным на западе Анатолии царством Аххиява, в котором многие специалисты видят предшественников греческих ахейцев. Жители Аххиявы также были индоевропейцами и поначалу мирно соседствовали с хеттами, но потом между ними обострилась борьба за власть над Анатолией, и на аххиявам пришли ахейцы микенской Греции. Вероятно, один из эпизодов этой борьбы и был описан легендарным греческим поэтом Гомером в своей «Илиаде».
Хеттская держава пала под ударами не только ахейцев, но и всех федерации «народов моря», куда входили древние индоевропейские народы бассейна Эгейского моря. После ее разгрома на территорию Анатолии с Балканского полуострова хлынули племена фригийцев и фракийцев, а с Северного Причерноморья сюда пришли огромные орды киммерийцев, и скифов, нашедших себе вторую родину. По мнению многих специалистов, среди этих пришельцев было немало протоармянских и протогрузинских племен, осевших впоследствии на территории Завкавказья. Одновременно западное побережье Анатолии интенсивно заселялось греческими колонистами. В результате этого «переселения народов» на территории некогда могущественного Хеттского царства образовалось несколько независимых государств, среди которых в более поздние века выделяются Фригия, Лидия, Урарту, греческие полисы и ряд более мелких царств.