История России – неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций.
Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер. Россия – внутренне расколотая цивилизация. В своё время Н.А. Бердяев, характеризуя влияние «восточного и за-падного потоков истории» на российское общество, говорил об их «столк-новении и противоборстве», а отнюдь не об интегрированности и синтезе. Именно эта противоречивость влияний ведет к «поляризованности русской души», к культурному расколу, к резким перепадам во внутренней и внешней политике государства.
В 1937 г. Н.А. Бердяев писал: «Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизаций». По его мнению, в русской истории нельзя найти органического единства, философ насчитывал «пять различных Россий»: Киевскую, татарского периода, Московскую, Петровскую, императорскую и, наконец,новую советскую.
О России, как о Великой державе стали говорить не просто, и сразу. Стали говорить еще со времен Петра Великого, прорубившего "окно в Европу" и перенявшего элементы культуры, просвещения и военного искусства у стран Европы. В последствии появится целое течения захватившее большинство просвещенных умов рассуждающих о необходимости данных перемен и заимствования культуры у других стран. Но следует признать, что у России появился свой флот, своя твердая внешняя политика и статус мировой державы. Его последователи в лице Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III в той или иной степени стремились подержать этот статус реформами, внешней политикой и стремлением поддержания мира.
Наверно не все так радужно и успешно было у каждого из правителей. При правлении Николая II мы, опять же, не можем говорить о полном упадке государственности России, и потере статуса Великой державы. В это период активно развивается производство, образования, науки. Причем, по существу говоря, в больших темпах нежели первые 20 лет после революции. (не знаю что тут еще добавить, просто сказать о том, что мы всех везде сделали и что сейчас мы все равно остаемся великой страной, которую прославили великие политические, литературные, научные деятели и т д
Промышленное развитие дореформенной России отличалось широким распространением мелкой, преимущественно крестьянской промышленности. К началу 50-х годов XIX века до 2/3 всей продукции обрабатывающей промышленности приходилось на долю крестьянских кустарных промыслов. Мелкая промышленность стала основой для дальнейшего роста капиталистического производства — в ее недрах подготавливались квалифицированные кадры, накапливались капиталы, формировалась промышленная буржуазия.
Наряду с кустарной промышленностью развивалась и крупная, заводская промышленность. Наиболее значительный рост происходит во второй четверти XIX века, когда в России начинается промышленный переворот. Это проявилось в переходе от мануфактуры к фабрике и выразилось, во-первых, в техническом переоснащении предприятий, на которых систематически начинают использоваться машины и станки, и во-вторых, в переходе от подневольного к вольнонаемному труду. Однако господствующее положение фабричное производство в России займет только после отмены крепостного права в 1861 г. Рост промышленного развития приводил к росту городского населения, которое с 1811 г. по 1863 г. увеличилось в 2,2 раза. Особенно быстро росло население новых торгово-промышленных центров: Одессы, Ростова-на-Дону, Николаева, Самары и др. Социально-экономическое развитие страны требовало дальнейшего развития путей сообщения, что было больным местом российской экономики. Транспорт в России по-прежнему оставался исключительно гужевым и водным. Наиболее важной транспортной артерией была Волга, связывающая центральные промышленные районы с южными областями страны. Водный транспорт был самым дешевым, и поэтому правительство вкладывает много средств для создания и совершенствования гидротехнических сооружений (каналов, шлюзов). В первой половине XIX века в России начинают строиться шоссейные дороги, протяженность которых к концу 50-х годов составляла 8,5 тыс. верст. В 1873 г. в России была построена первая железная дорога - между Санкт-Петербургом и Царским селом. В течение 8 лет (с 1843 по 1851 гг.) строилась железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом. Для огромных просторов страны протяженность шоссейных и железных дорог была совершенно недостаточна.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций.
Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер. Россия – внутренне расколотая цивилизация. В своё время Н.А. Бердяев, характеризуя влияние «восточного и за-падного потоков истории» на российское общество, говорил об их «столк-новении и противоборстве», а отнюдь не об интегрированности и синтезе. Именно эта противоречивость влияний ведет к «поляризованности русской души», к культурному расколу, к резким перепадам во внутренней и внешней политике государства.
В 1937 г. Н.А. Бердяев писал: «Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизаций». По его мнению, в русской истории нельзя найти органического единства, философ насчитывал «пять различных Россий»: Киевскую, татарского периода, Московскую, Петровскую, императорскую и, наконец,новую советскую.
О России, как о Великой державе стали говорить не просто, и сразу. Стали говорить еще со времен Петра Великого, прорубившего "окно в Европу" и перенявшего элементы культуры, просвещения и военного искусства у стран Европы. В последствии появится целое течения захватившее большинство просвещенных умов рассуждающих о необходимости данных перемен и заимствования культуры у других стран. Но следует признать, что у России появился свой флот, своя твердая внешняя политика и статус мировой державы. Его последователи в лице Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III в той или иной степени стремились подержать этот статус реформами, внешней политикой и стремлением поддержания мира.
Наверно не все так радужно и успешно было у каждого из правителей. При правлении Николая II мы, опять же, не можем говорить о полном упадке государственности России, и потере статуса Великой державы. В это период активно развивается производство, образования, науки. Причем, по существу говоря, в больших темпах нежели первые 20 лет после революции. (не знаю что тут еще добавить, просто сказать о том, что мы всех везде сделали и что сейчас мы все равно остаемся великой страной, которую прославили великие политические, литературные, научные деятели и т д
Наряду с кустарной промышленностью развивалась и крупная, заводская промышленность. Наиболее значительный рост происходит во второй четверти XIX века, когда в России начинается промышленный переворот. Это проявилось в переходе от мануфактуры к фабрике и выразилось, во-первых, в техническом переоснащении предприятий, на которых систематически начинают использоваться машины и станки, и во-вторых, в переходе от подневольного к вольнонаемному труду. Однако господствующее положение фабричное производство в России займет только после отмены крепостного права в 1861 г. Рост промышленного развития приводил к росту городского населения, которое с 1811 г. по 1863 г. увеличилось в 2,2 раза. Особенно быстро росло население новых торгово-промышленных центров: Одессы, Ростова-на-Дону, Николаева, Самары и др. Социально-экономическое развитие страны требовало дальнейшего развития путей сообщения, что было больным местом российской экономики. Транспорт в России по-прежнему оставался исключительно гужевым и водным. Наиболее важной транспортной артерией была Волга, связывающая центральные промышленные районы с южными областями страны. Водный транспорт был самым дешевым, и поэтому правительство вкладывает много средств для создания и совершенствования гидротехнических сооружений (каналов, шлюзов). В первой половине XIX века в России начинают строиться шоссейные дороги, протяженность которых к концу 50-х годов составляла 8,5 тыс. верст. В 1873 г. в России была построена первая железная дорога - между Санкт-Петербургом и Царским селом. В течение 8 лет (с 1843 по 1851 гг.) строилась железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом. Для огромных просторов страны протяженность шоссейных и железных дорог была совершенно недостаточна.