1.Исторические периоды : Первобытное общество Древний мир (до 476 года) Средние века (476—1492) Новое время (1492—1789) Новейшее время (1789—1945) Современная история (после 1945 года). Сре́дние века́ (средневеко́вье) — эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности.2.
Люди вынуждены были покидать свои территории и искать приюта в Римской Империи. Первоначально, Империи были на руку такие переселения увеличивались налоги, а значит и гос казна. Однако с каждым годом поток иноземных переселенцев набирал все более масштабный характер, и контролировать их было все сложнее.Люди в
Начиная с 3 века, военные действия против Римской Империи начали союзы готов, которые к тому времени успели захватить территорию Причерноморья. Первая битва между римлянами и готами состоялась в 378 году. Рез-тат стал полный крах римской армии и убийство императора. После фактически полувекового перерыва, войска готов взяли в окружение Рим. В городе свирепствовал голод и инфекционные болезни, но римляне не собирались сдаваться и не приняли условий Аллариха, который возглавлял вражескую армию. Готам удалось захватить Рим. Впервые за всю свою историю Римск Империю смогли захватить варварские племена. Окончательно уничтожить Рим смогли вандалы. Огромное кол-во римлян были убиты, выживших забрали в рабство. Но полный крах Римской Империи последовал после захвата ее гуннами. Племена китайских кочевников, которые постепенно уничтожали все народы, проживающие на их пути, смогли добраться и до Римской Империи. Вождь гуннов, Аттила, свирепствовал на терр Италии два года. Римским полководцам, которые все это время находились в тылу, удалось пойти в сговор с невестой Аттилы, которая в день свадьбы убила своего мужа. Таким образом, у римлян появилась маленькая надежда на то, что Империя все-таки возродится. Ослабевшее гос-во не имело возможности защищать свой народ. Чтобы хоть каким-то образом укрепить гос казну, власти Рима подняли налоги. Обедневшее население не имело возможности их платить. Более того, отсутствие земельных наделов порождало страшный голод. Римляне, которые славились как сильная гордая нация, вынуждены были зарабатывать на пропитание, прислуживая варварам. Христианская церковь, которая к тому времени стала гос религией, внесла и свою лепту в исчезновение у римлян веры. Духовные проповедники объясняли тяжелое время как расплату за языческое и советовали смириться с падением гос-ва, так как это единств выход обрести К 476 году стало очевидным, что Зап Римская Империя обречена. Символично, что последним римским Императором был молодой юноша Ромул Августин имя которого было такое же, как и основателя Рима.
Продолжается развиваться устное эпическое искусство казахов. В конце XIII-XIV вв. появляется эпос «Кобланды батыр». В нем рассказывается о войне кыпчаков с ханом Ирана Газаном в 1297 г. По эпосу. Казан хан кызылбасов (иранцев), нападает на кыпчаков и захватывает города Сырлы и Кырлы. Кып-чакские батыры Караман Сейлулы, Каракозы, Аккозы, Косдаулет и Кобланды во главе с сороко-тысячной армией отправляются в поход, побеждают врага и освобождают родную землю.
В эпосах отразились не только внешнеполитические, но и внутренние события, происходившие в Улуг Улусе. Так, борьба Едиге и Токтамыса за власть в конце XIV в. легла в основу сюжета эпоса «Едиге батыр», возникшего, видимо, в начале XV в. В эпосе «Ер-Саин» рассказывается о подвигах Бату хана, изображенного народным героем. Примерно в ту же эпоху бытует героический эпос «Алпамыс» или «Алып-Манас».
Наука и религия
Развитие науки.Кроме художественной литературы в Казахстане в ХШ-начале XV вв. продолжает развиваться и наука. Наибольшее развитие, как и раньше, получают языкознание и история. Во второй половине XIII в. жил и творил известный ученый Хусам ад-Дин Хамили Барчынлыги. Он родился в городе Барчын-лыкенте, в низовьях Сырдарьи. Свои произведения Хусам ад-Дин писал на трех языках - кыпчакском, арабском и персидском.
Из исторических трактатов наиболее известен труд Жамала Карши «Мулхакат ас-Сурах». Карши родился в Жетысу, в городе Алмалыке, путешествовал по Дешт-и-Кыпчаку и Мавераннахру. Его книга написана на арабском языке и содержит сведения о городах Алмалыке, Кашгаре, Дженте, Барчынлыкенте, о местных династиях, правителях, известных ученых. В Египте в XIV в. был написан научный трактат «Хулуса». Хотя автор и неизвестен, однако достоверно, что он был кыпчаком. Работа написана на арабском языке, основное содержание ее - описание военного искусства кыпчакских мамлюков Египта. Такого же содержания был и трактат «Мания ал Гузия».
В связи с широким выходом кыпчаков на международную арену и потребностью изучения тюркских языков, в частности, кыпчакского, как на территории Улуг Улуса, так и в Египте и Сибири, возникает множество филологических трудов, посвященных кыпчакам и их языку. «Кодекс Куманикус», «Терджуман турки уа араб», книги Абу-Хайяма, Жамал ал-Дина ат-Турки, Бейлика Ал-Кыпчаки.Религия
Религиозные представления ХШ-начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система-тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии - христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIVСартак, был крещен. вв. среди жителей Крыма распространяется католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона
С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому политика ханов Улуг Улуса, особенно Озбек (Узбек) хана. Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Кудай (христианский бог) были синонимами и выступали в одном лице. Не потерял значение и культ предков - аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевника.
Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные суфийские ордена - яссавия и накшбандия. Писались специальные трактаты на кыпчакском языке, своеобразные богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и комментирующий положения Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы поведения и религиозное право - шариат подробно описывались в книге «Китаб ад-Дагва», вышедшей в Египте в 1421 г. Эти книги были предназначены для знакомства кыпчаков с исламом, более широкого внедрения идеи мусульманства среди населения Улуг Улуса. Однако в сознании кочевых масс господствующее место занимали традиционные религиозные представления.
1.Исторические периоды : Первобытное общество Древний мир (до 476 года) Средние века (476—1492) Новое время (1492—1789) Новейшее время (1789—1945) Современная история (после 1945 года). Сре́дние века́ (средневеко́вье) — эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности.2.
Люди вынуждены были покидать свои территории и искать приюта в Римской Империи. Первоначально, Империи были на руку такие переселения увеличивались налоги, а значит и гос казна. Однако с каждым годом поток иноземных переселенцев набирал все более масштабный характер, и контролировать их было все сложнее.Люди в
Начиная с 3 века, военные действия против Римской Империи начали союзы готов, которые к тому времени успели захватить территорию Причерноморья. Первая битва между римлянами и готами состоялась в 378 году. Рез-тат стал полный крах римской армии и убийство императора. После фактически полувекового перерыва, войска готов взяли в окружение Рим. В городе свирепствовал голод и инфекционные болезни, но римляне не собирались сдаваться и не приняли условий Аллариха, который возглавлял вражескую армию. Готам удалось захватить Рим. Впервые за всю свою историю Римск Империю смогли захватить варварские племена. Окончательно уничтожить Рим смогли вандалы. Огромное кол-во римлян были убиты, выживших забрали в рабство. Но полный крах Римской Империи последовал после захвата ее гуннами. Племена китайских кочевников, которые постепенно уничтожали все народы, проживающие на их пути, смогли добраться и до Римской Империи. Вождь гуннов, Аттила, свирепствовал на терр Италии два года. Римским полководцам, которые все это время находились в тылу, удалось пойти в сговор с невестой Аттилы, которая в день свадьбы убила своего мужа. Таким образом, у римлян появилась маленькая надежда на то, что Империя все-таки возродится. Ослабевшее гос-во не имело возможности защищать свой народ. Чтобы хоть каким-то образом укрепить гос казну, власти Рима подняли налоги. Обедневшее население не имело возможности их платить. Более того, отсутствие земельных наделов порождало страшный голод. Римляне, которые славились как сильная гордая нация, вынуждены были зарабатывать на пропитание, прислуживая варварам. Христианская церковь, которая к тому времени стала гос религией, внесла и свою лепту в исчезновение у римлян веры. Духовные проповедники объясняли тяжелое время как расплату за языческое и советовали смириться с падением гос-ва, так как это единств выход обрести К 476 году стало очевидным, что Зап Римская Империя обречена. Символично, что последним римским Императором был молодой юноша Ромул Августин имя которого было такое же, как и основателя Рима.
Эпическое искусство.
Продолжается развиваться устное эпическое искусство казахов. В конце XIII-XIV вв. появляется эпос «Кобланды батыр». В нем рассказывается о войне кыпчаков с ханом Ирана Газаном в 1297 г. По эпосу. Казан хан кызылбасов (иранцев), нападает на кыпчаков и захватывает города Сырлы и Кырлы. Кып-чакские батыры Караман Сейлулы, Каракозы, Аккозы, Косдаулет и Кобланды во главе с сороко-тысячной армией отправляются в поход, побеждают врага и освобождают родную землю.
В эпосах отразились не только внешнеполитические, но и внутренние события, происходившие в Улуг Улусе. Так, борьба Едиге и Токтамыса за власть в конце XIV в. легла в основу сюжета эпоса «Едиге батыр», возникшего, видимо, в начале XV в. В эпосе «Ер-Саин» рассказывается о подвигах Бату хана, изображенного народным героем. Примерно в ту же эпоху бытует героический эпос «Алпамыс» или «Алып-Манас».
Наука и религия
Развитие науки.Кроме художественной литературы в Казахстане в ХШ-начале XV вв. продолжает развиваться и наука. Наибольшее развитие, как и раньше, получают языкознание и история. Во второй половине XIII в. жил и творил известный ученый Хусам ад-Дин Хамили Барчынлыги. Он родился в городе Барчын-лыкенте, в низовьях Сырдарьи. Свои произведения Хусам ад-Дин писал на трех языках - кыпчакском, арабском и персидском.
Из исторических трактатов наиболее известен труд Жамала Карши «Мулхакат ас-Сурах». Карши родился в Жетысу, в городе Алмалыке, путешествовал по Дешт-и-Кыпчаку и Мавераннахру. Его книга написана на арабском языке и содержит сведения о городах Алмалыке, Кашгаре, Дженте, Барчынлыкенте, о местных династиях, правителях, известных ученых. В Египте в XIV в. был написан научный трактат «Хулуса». Хотя автор и неизвестен, однако достоверно, что он был кыпчаком. Работа написана на арабском языке, основное содержание ее - описание военного искусства кыпчакских мамлюков Египта. Такого же содержания был и трактат «Мания ал Гузия».
В связи с широким выходом кыпчаков на международную арену и потребностью изучения тюркских языков, в частности, кыпчакского, как на территории Улуг Улуса, так и в Египте и Сибири, возникает множество филологических трудов, посвященных кыпчакам и их языку. «Кодекс Куманикус», «Терджуман турки уа араб», книги Абу-Хайяма, Жамал ал-Дина ат-Турки, Бейлика Ал-Кыпчаки.Религия
Религиозные представления ХШ-начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система-тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии - христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIVСартак, был крещен. вв. среди жителей Крыма распространяется католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона
С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому политика ханов Улуг Улуса, особенно Озбек (Узбек) хана. Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Кудай (христианский бог) были синонимами и выступали в одном лице. Не потерял значение и культ предков - аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевника.
Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные суфийские ордена - яссавия и накшбандия. Писались специальные трактаты на кыпчакском языке, своеобразные богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и комментирующий положения Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы поведения и религиозное право - шариат подробно описывались в книге «Китаб ад-Дагва», вышедшей в Египте в 1421 г. Эти книги были предназначены для знакомства кыпчаков с исламом, более широкого внедрения идеи мусульманства среди населения Улуг Улуса. Однако в сознании кочевых масс господствующее место занимали традиционные религиозные представления.
Объяснение: