Мидас, царь из Фригии с длинными ушами, поклонник бога Диониса, получивший дар обращать всё в золото Рубрики: Древняя Греция Метки: Аполлон, вино, Гедир, Геродот, Геспериды, Гордий, Гордион, Дионис, золото, Кибела, Мида, Мидас, музыка, награды, ослы, Пан, превращения, реки, Селен, состязания, тайны, Тмол, тростник, уши, Фригия, цари
Мидас, греч. — фригийский царь, сын царя Гордия и богини Кибелы.
Мидас был страстным поклонником бога вина Диониса, не раз сидел с ним за одним столом и знал всех его спутников. Когда однажды крестьяне привели ему какого-то пьяненького старичка, Мидас узнал в нем воспитателя Диониса, Силена. Мидас радушно принял его и после десятидневного веселого застолья лично привел Силена к Дионису. Обрадованный бог вызвался исполнить любое его желание. Тогда Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Дионис выразил сожаление, что ничего лучшего ему не пришло в голову, но слово сдержал.
Вначале Мидас был вне себя от восторга. Он отломил от дуба веточку, и она превратилась в золото, поднял с земли камень, и он превратился в золото, сорвал с дерева яблоко, и оно стало золотым, не хуже яблока из садов Гесперид. Но когда Мидас сел за стол и взял кусок хлеба, съесть его не удалось, так как он тут же превратился в золото. Золото заскрипело у Мидас на зубах, когда он положил в рот кусок мяса, в золото превратилось вино, когда он захотел выпить глоток. В отчаянии Мидас обратился к Дионису, моля избавить его от этого проклятия. А так как боги милосердны, если люди признают свою вину и просят о милости, Дионис удовлетворил его Он велел Мидасу прийти к реке Пактол и искупаться в ней, чтобы смыть с себя вину за неразумное пожелание. Мидас с радостью послушался — и от его злоключений с золотом осталось лишь предание да золотой песок в речке, которая сегодня называется Гедир.
Познав суетность богатства, Мидас утратил интерес к своим обязанностям правителя и предался скитаниям по лесам и полям. Он полюбил одиночество и простоту; но и здесь он перегнул палку. Однажды, гуляя на горе Тмол, он стал не свидетелем музыкального состязания между богом пастухов Паном и Аполлоном. Игра Пана на пастушьей свирели не шла ни в какое сравнение с божественными звуками золотой лиры Аполлона, и бог горы Тмол, судивший это состязание, по праву присудил первенство Аполлону. Но тут Мидас, мнения которого никто не спрашивал, поднял крик, протестуя против этого решения: мол, простая пастушеская песня была куда лучше. О вкусах вообще-то можно спорить, но только не с богами. Разгневанный Аполлон набросился на Мидас и так потянул его за уши, что они у него стали длинные, как у осла.
Мидас тщательно прятал свои уши под длинными волосами, но слуга, который время от времени стриг царя, обнаружил эту его тайну. Выдавать ее было опасно, но и хранить невыносимо, поэтому слуга ушел далеко за город, вырыл в земле яму и в нее: «У царя Мидаса ослиные уши». Однако выданную однажды тайну не скроет даже земля: над засыпанной ямой вырос тростник, при первом же ветерке тростник посеянные в землю слова, и они разнеслись по всему свету.
С 1640 г. король Англии Карл I находится в конфликте с британским парламентом. Причина конфликта, с одной стороны, кроется в нарушении королем права парламента устанавливать налоги. С другой стороны – в религиозных притязаниях короля. Он желает утвердить свою власть над церковью с англиканских епископов, в то время как растущее число англичан присоединяется к суровому протестантству, отвергающему епископат.
В 1642 г. конфликт перерастает в гражданскую войну. Парламент создает собственную армию – в основном из крайних протестантов, "пуритан", во главе с Кромвелем. В то время как состоящий из умеренных парламент мог бы удовлетвориться компромиссом с королем, Кромвель и армия решают отделаться от него. Разгромленный, затем плененный Карл I пытается договориться с парламентом. Но Кромвель во главе армии идет на Лондон, изгоняет из парламента своих противников (от парламента останется только "охвостье", его так и будут называть) и отдает короля под суд. Король приговорен к смерти как "тиран, предатель, убийца и враг страны". 30 января 1649 г. он был обезглавлен на эшафоте, возведенном перед королевским дворцом.24
Казнь короля вызвала великое смятение, – для общественного мнения того времени король, какой бы он ни был, священен. Вместе с Карлом I ушла в эпоха абсолютной монархии
Мидас, греч. — фригийский царь, сын царя Гордия и богини Кибелы.
Мидас был страстным поклонником бога вина Диониса, не раз сидел с ним за одним столом и знал всех его спутников. Когда однажды крестьяне привели ему какого-то пьяненького старичка, Мидас узнал в нем воспитателя Диониса, Силена. Мидас радушно принял его и после десятидневного веселого застолья лично привел Силена к Дионису. Обрадованный бог вызвался исполнить любое его желание. Тогда Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Дионис выразил сожаление, что ничего лучшего ему не пришло в голову, но слово сдержал.
Вначале Мидас был вне себя от восторга. Он отломил от дуба веточку, и она превратилась в золото, поднял с земли камень, и он превратился в золото, сорвал с дерева яблоко, и оно стало золотым, не хуже яблока из садов Гесперид. Но когда Мидас сел за стол и взял кусок хлеба, съесть его не удалось, так как он тут же превратился в золото. Золото заскрипело у Мидас на зубах, когда он положил в рот кусок мяса, в золото превратилось вино, когда он захотел выпить глоток. В отчаянии Мидас обратился к Дионису, моля избавить его от этого проклятия. А так как боги милосердны, если люди признают свою вину и просят о милости, Дионис удовлетворил его Он велел Мидасу прийти к реке Пактол и искупаться в ней, чтобы смыть с себя вину за неразумное пожелание. Мидас с радостью послушался — и от его злоключений с золотом осталось лишь предание да золотой песок в речке, которая сегодня называется Гедир.
Познав суетность богатства, Мидас утратил интерес к своим обязанностям правителя и предался скитаниям по лесам и полям. Он полюбил одиночество и простоту; но и здесь он перегнул палку. Однажды, гуляя на горе Тмол, он стал не свидетелем музыкального состязания между богом пастухов Паном и Аполлоном. Игра Пана на пастушьей свирели не шла ни в какое сравнение с божественными звуками золотой лиры Аполлона, и бог горы Тмол, судивший это состязание, по праву присудил первенство Аполлону. Но тут Мидас, мнения которого никто не спрашивал, поднял крик, протестуя против этого решения: мол, простая пастушеская песня была куда лучше. О вкусах вообще-то можно спорить, но только не с богами. Разгневанный Аполлон набросился на Мидас и так потянул его за уши, что они у него стали длинные, как у осла.
Мидас тщательно прятал свои уши под длинными волосами, но слуга, который время от времени стриг царя, обнаружил эту его тайну. Выдавать ее было опасно, но и хранить невыносимо, поэтому слуга ушел далеко за город, вырыл в земле яму и в нее: «У царя Мидаса ослиные уши». Однако выданную однажды тайну не скроет даже земля: над засыпанной ямой вырос тростник, при первом же ветерке тростник посеянные в землю слова, и они разнеслись по всему свету.
В 1642 г. конфликт перерастает в гражданскую войну. Парламент создает собственную армию – в основном из крайних протестантов, "пуритан", во главе с Кромвелем. В то время как состоящий из умеренных парламент мог бы удовлетвориться компромиссом с королем, Кромвель и армия решают отделаться от него. Разгромленный, затем плененный Карл I пытается договориться с парламентом. Но Кромвель во главе армии идет на Лондон, изгоняет из парламента своих противников (от парламента останется только "охвостье", его так и будут называть) и отдает короля под суд. Король приговорен к смерти как "тиран, предатель, убийца и враг страны". 30 января 1649 г. он был обезглавлен на эшафоте, возведенном перед королевским дворцом.24
Казнь короля вызвала великое смятение, – для общественного мнения того времени король, какой бы он ни был, священен. Вместе с Карлом I ушла в эпоха абсолютной монархии