Социально- развитие крымского ханстваобщая характеристика
татары, как крымские, так и ногайские (кочевавшие в причерноморских и прикубанских степях), делились на племена (у крымских татар — аймаки, у ногайских — орды и колена, членившиеся на роды). во главе родов, как уже отмечалось ранее, стояли беи — высшая татарская знать, владевшая огромными и пастбищами, захваченными в крыму или им. они направляли передвижение массы татар своего улуса и фактически распоряжались всей землей, т. е. пастбищами для кочевок (юртом), что и определяло власть беев над простыми . влияние беев распространялось поэтому на весь строй татарских родов. беи расширяли свои земельные владения за счет присвоения целинных земель. являясь полноправными хозяевами в своем бейлике, они творили суд над подвластным населением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины (и если в начале она составляла 8-ю дней в году, то впоследствии значительно возросла), вводили целый ряд и других повинностей: всеобщий налог, пошлины с купли-продажи, подать с урожая, за поголовье крупного рогатого скота, подельная или подушная подать, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, провиант и фураж, таможенная пошлина. одной из главных обязанностей бея была вооружать свое население во время военных походов.
в пределах бейлика выделялись участки земли для мурз — членов бейского рода. мурзы были ниже беев по социальному положению. беи и мурзы составляли группу привилегированной крымскотатарской знати, которая резко обосабливалась от остальных групп населения. они не имели права вступать в брак с простыми татарами, а свой доход должны были получать только с военной добычи и собственных земельных владений.
верховным землевладельцем в государстве являлся хан. ему также принадлежали леса и пустоши по течению рек альмы, качи и салгира, он владел соляными озерами и селениями возле них. население этих земель выплачивало хану десятину. хану принадлежало право наследования земли умершего вассала, если у него отсутствовали близкие родственники (такими же правами обладали беи и мурзы по отношению к своим вассалам). во владения хана входили также города солхат, кырк-ор (чуфут-кале) и столица — бахчисарай. из земельных владений хана часть, с городом ак-мечеть, выделялась калге-султану.
достаточно большое значение в социальной структуре крымского ханства, в повседневной жизни и, прежде всего, в религиозной имело мусульманское духовенство. оно также входило в состав привилегированного сословия и владело вакуфными землями, с которых получало основные доходы. вместе с тем, мусульманское духовенство имело свою долю от военной добычи, а также в его пользу взымался специальный налог со всего населения ханства. крымские власти постоянно поддерживали священнослужителей, выделяя им дополнительные средства, различные и подарки.
закрепление за собой большей части земельных владений, сбор различных пошлин и налогов приводили к имущественному расслоению. при этом основную массу населения ханства составляли скотоводы и земледельцы, получившие название «черный народ». крымское ханство не знало феодально-крепостнической зависимости «черного народа», который обладал личной свободой. крымские татары бережно сохраняли традиции родового строя, основу которого составляла патриархальная семья. мусульманское население, расселившееся, прежде всего в степной и предгорной части крыма, называлось просто «татарами», впоследствии к ним стали применять этноним «крымские татары» (впервые он зафиксирован в первой половине xvi в. у с. герберштейна и м. броневского).
вассальных князей, стоявших во главе подвластных крыму племен. несмотря на то, что рабский труд не отличался особой эффективностью, он довольно широко использовался в хозяйстве. крупнейшими центрами работорговли в крыму были каффа, гезлев, карасубазар.
как уже отмечалось, к xvi в. крымское ханство фактически охватило не только степной и предгорный крым, но и бескрайние степные просторы между низовьями днепра и дона, а также степи между доном и кубанью.
собственно в крыму обитали, так называемые, татары перекопские, а степи за пределами полуострова в те времена занимала орда ногайских татар (в восточном приазовье — так называемые ногаи), подчинявшаяся крымскому ханству
Арактерной чертой кочевого, в частности татарского феодализма было то, что отношения между феодалами и зависимыми от них долгое время существовали под внешней оболочкой родовых отношений.еще в xvii и даже в xviii веке татары, как крымские, так и ногайские, делились на племена, членившиеся на роды. во главе родов стояли беи — бывшая татарская знать, сосредоточившая в своих руках огромные массы скота и пастбищ, захваченных или им ханами. крупные юрты — уделы (бейлики) этих родов, ставшие их вотчинными владениями, превратились в небольшие феодальные княжества, почти независимые от хана, со своей администрацией и судом, со своим ополчением.ступенью ниже на социальной лестнице стояли вассалы беев и ханов — мурзы (татарское дворянство). особую группу составляло мусульманское духовенство. среди зависимой части населения можно выделить улусных татар, зависимое местное население, и на самой нижней ступени стояли рабы-невольники. таким образом, родовая организация татар была лишь оболочкой отношений, типичных для кочевого феодализма. номинально татарские роды с их беями и мурзами были в вассальной зависимости от ханов, они обязаны были выставлять войско в период военных походов, но фактически высшая татарская знать являлась хозяином в крымском ханстве. господство беев, мурз было характерной чертой политического строя крымского ханства.главные князья и мурзы крыма принадлежали к немногим определенным . старейшие из них давно обосновались в крыму; они известны были уже в xiii веке. какие из них занимали первое место в xiv веке, на это нет однозначного ответа. к старейшим можно отнести прежде всего род яшлавских (сулешев), ширинов, барынов, аргынов, кипчаков.в 1515 году великий князь всея руси василий iii настаивал, чтобы были выделены поимённо ширин, барын, аргын, кипчак, т. е. князья главных родов, для вручения поминков (подарков). князья этих четырех родов, как известно, назывались «карачи». институт карачей был общим явлением татарской жизни. в казани, в касимове, в сибири у ногаев главные князья так и назывались — карачи. при этом — как правило, допускающее, впрочем, исключение, — карачей всюду было четыре.но карачи не все были равны по своему статусу и значению. наиболее важным было звание первого князя орды. понятие и звание первого князя или второго лица в государстве после государя — древнее у народов востока.
татары, как крымские, так и ногайские (кочевавшие в причерноморских и прикубанских степях), делились на племена (у крымских татар — аймаки, у ногайских — орды и колена, членившиеся на роды). во главе родов, как уже отмечалось ранее, стояли беи — высшая татарская знать, владевшая огромными и пастбищами, захваченными в крыму или им. они направляли передвижение массы татар своего улуса и фактически распоряжались всей землей, т. е. пастбищами для кочевок (юртом), что и определяло власть беев над простыми . влияние беев распространялось поэтому на весь строй татарских родов. беи расширяли свои земельные владения за счет присвоения целинных земель. являясь полноправными хозяевами в своем бейлике, они творили суд над подвластным населением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины (и если в начале она составляла 8-ю дней в году, то впоследствии значительно возросла), вводили целый ряд и других повинностей: всеобщий налог, пошлины с купли-продажи, подать с урожая, за поголовье крупного рогатого скота, подельная или подушная подать, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, провиант и фураж, таможенная пошлина. одной из главных обязанностей бея была вооружать свое население во время военных походов.
в пределах бейлика выделялись участки земли для мурз — членов бейского рода. мурзы были ниже беев по социальному положению. беи и мурзы составляли группу привилегированной крымскотатарской знати, которая резко обосабливалась от остальных групп населения. они не имели права вступать в брак с простыми татарами, а свой доход должны были получать только с военной добычи и собственных земельных владений.
верховным землевладельцем в государстве являлся хан. ему также принадлежали леса и пустоши по течению рек альмы, качи и салгира, он владел соляными озерами и селениями возле них. население этих земель выплачивало хану десятину. хану принадлежало право наследования земли умершего вассала, если у него отсутствовали близкие родственники (такими же правами обладали беи и мурзы по отношению к своим вассалам). во владения хана входили также города солхат, кырк-ор (чуфут-кале) и столица — бахчисарай. из земельных владений хана часть, с городом ак-мечеть, выделялась калге-султану.
достаточно большое значение в социальной структуре крымского ханства, в повседневной жизни и, прежде всего, в религиозной имело мусульманское духовенство. оно также входило в состав привилегированного сословия и владело вакуфными землями, с которых получало основные доходы. вместе с тем, мусульманское духовенство имело свою долю от военной добычи, а также в его пользу взымался специальный налог со всего населения ханства. крымские власти постоянно поддерживали священнослужителей, выделяя им дополнительные средства, различные и подарки.
закрепление за собой большей части земельных владений, сбор различных пошлин и налогов приводили к имущественному расслоению. при этом основную массу населения ханства составляли скотоводы и земледельцы, получившие название «черный народ». крымское ханство не знало феодально-крепостнической зависимости «черного народа», который обладал личной свободой. крымские татары бережно сохраняли традиции родового строя, основу которого составляла патриархальная семья. мусульманское население, расселившееся, прежде всего в степной и предгорной части крыма, называлось просто «татарами», впоследствии к ним стали применять этноним «крымские татары» (впервые он зафиксирован в первой половине xvi в. у с. герберштейна и м. броневского).
вассальных князей, стоявших во главе подвластных крыму племен. несмотря на то, что рабский труд не отличался особой эффективностью, он довольно широко использовался в хозяйстве. крупнейшими центрами работорговли в крыму были каффа, гезлев, карасубазар.
как уже отмечалось, к xvi в. крымское ханство фактически охватило не только степной и предгорный крым, но и бескрайние степные просторы между низовьями днепра и дона, а также степи между доном и кубанью.
собственно в крыму обитали, так называемые, татары перекопские, а степи за пределами полуострова в те времена занимала орда ногайских татар (в восточном приазовье — так называемые ногаи), подчинявшаяся крымскому ханству