в результате церковной реформы петра i церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. после смерти патриарха адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец стефан яворский. такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного , разработанная при деятельном участии феофана прокоповича. по этой церковной реформе петра i патриаршество было окончательно и заменено «духовной коллегией» – святейшим синодом. её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти. в 1701 земельные владения церкви были переданы в светского монастырского приказа. после синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. под строгий государственный контроль петр i поставил и монастыри.
начало xviii века ознаменовано реформами петра i, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития россии и европы. реформы затронули все сферы жизни общества. государство нуждалось в светской культуре. важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. рассматриваемая нами эпоха — век перелома. это хорошо видно и в дворянства, в их повседневной жизни.
дворянство на протяжении нескольких веков являлось высшим правящим сословием российского государства. в россии дворянство возникло в xii веке как низшая часть военно-служилого сословия. при петре i завершилось становление дворянства, которое пополнялось выходцами из других слоев в результате их продвижения по государственной службе.
xviii век - это отдельный этап в жизни дворянства, непохожий ни на предыдущий xvii век, ни на последующие xix и xx. это время коренных изменений в дворянской среде в связи с реформами петра i. но и одновременно, это время, когда старый уклад жизни людей еще сохранялся в сильной форме. все это вместе дает сложный и уникальный склад характера дворянина xviii столетия.
актуальность темы: в последнее время наблюдается повышенный интерес исследователей к изучению микромира человека, его повседневной жизни. актуальным представляется вопрос исследования реалий повседневности. в первой четверти xviii века усилиями петра i рождалась великая российская империя, осуществлялась европеизация культуры. и мне интересно проследить, как менялась жизнь дворянства с реформами петра i.
среди достаточно большого количества , посвященной и данной теме тоже, нужно выделить наиболее значимые и важные для нас. в первую очередь из дореволюционных работ нужно отметить работы с.м. соловьева, в.о. ключевского, н.м. карамзина.
преобразования быта во времена петра i глубоко проанализированы с. м. соловьевым. он впервые отметил, что начало преобразованиям было положено во второй половине xvii века. рассмотрев предпосылки преобразований в области культуры, с. м. соловьев отметил, что они сформировались в первую очередь в сфере материальной культуры, в вещном мире человека, « народ, вступая на поприще европейской деятельности естественно, должен был одеться и в европейское платье, ибо вопрос не шел о знамении народности, вопрос состоял в том: к семье каких народов принадлежать европейских или азиатских, и соответственно носить в одежде знамение этой семьи». и в 3 главе 18 т. своей « россии с древнейших времен» он отстаивает правильность реформ петра i. «…вывод посредством цивилизации народа, слабого, бедного, почти неизвестного, на сцену…»[1].
известный в. о. ключевский, продолжая мысль с. м. соловьева, отмечает, что преобразования быта в той форме, в какой они были проведены, были вызваны не столько необходимостью, сколько выражением субъективных чувств и взглядов царя. «он надеялся …через дворянство водворить в россии европейскую науку, просвещение как необходимое условие…»[2]. в свою очередь н. м. карамзин отмечал: основное содержание реформы заключалось в том, что «пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев европу, хотел сделать россию голландиею». «но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия… одежда, борода не мешали заведению школ»[3].
и я согласна, реформы петра i носят противоречивый характер. преобразования проходили насильственным путем, влекли за собой огромные жертвы. но с другой стороны, впервые после крещения руси, петр iосуществил энергичную попытку приблизить страну к европейской цивилизации. она «превратилась в великую державу с эффективной , современным морским флотом, высоко - развитой культурой. продвижение было быстрым и решительным»[4].
следует подчеркнуть, что , описывающая повседневную жизнь общества в первой четверти xviii века довольно обширна. в основном она посвящена быту и нравам петровской эпохи в работах -культурологической направленности. первый опыт всестороннего описания быта был предпринят а.в.терещенко в многотомной монографии «быт народа» (т. 1-7. спб.,
в бытовых очерках е. и. карновича « рассказы и бытовые очерки» содержатся сведения о порядке проведения петровских ассамблей, маскарадов и .
хронологические рамки исследования охватывают период реформ петра i (1700-1725 года).
ответ:
объяснение:
в результате церковной реформы петра i церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. после смерти патриарха адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец стефан яворский. такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного , разработанная при деятельном участии феофана прокоповича. по этой церковной реформе петра i патриаршество было окончательно и заменено «духовной коллегией» – святейшим синодом. её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти. в 1701 земельные владения церкви были переданы в светского монастырского приказа. после синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. под строгий государственный контроль петр i поставил и монастыри.ответ:
объяснение:
начало xviii века ознаменовано реформами петра i, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития россии и европы. реформы затронули все сферы жизни общества. государство нуждалось в светской культуре. важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. рассматриваемая нами эпоха — век перелома. это хорошо видно и в дворянства, в их повседневной жизни.
дворянство на протяжении нескольких веков являлось высшим правящим сословием российского государства. в россии дворянство возникло в xii веке как низшая часть военно-служилого сословия. при петре i завершилось становление дворянства, которое пополнялось выходцами из других слоев в результате их продвижения по государственной службе.
xviii век - это отдельный этап в жизни дворянства, непохожий ни на предыдущий xvii век, ни на последующие xix и xx. это время коренных изменений в дворянской среде в связи с реформами петра i. но и одновременно, это время, когда старый уклад жизни людей еще сохранялся в сильной форме. все это вместе дает сложный и уникальный склад характера дворянина xviii столетия.
актуальность темы: в последнее время наблюдается повышенный интерес исследователей к изучению микромира человека, его повседневной жизни. актуальным представляется вопрос исследования реалий повседневности. в первой четверти xviii века усилиями петра i рождалась великая российская империя, осуществлялась европеизация культуры. и мне интересно проследить, как менялась жизнь дворянства с реформами петра i.
среди достаточно большого количества , посвященной и данной теме тоже, нужно выделить наиболее значимые и важные для нас. в первую очередь из дореволюционных работ нужно отметить работы с.м. соловьева, в.о. ключевского, н.м. карамзина.
преобразования быта во времена петра i глубоко проанализированы с. м. соловьевым. он впервые отметил, что начало преобразованиям было положено во второй половине xvii века. рассмотрев предпосылки преобразований в области культуры, с. м. соловьев отметил, что они сформировались в первую очередь в сфере материальной культуры, в вещном мире человека, « народ, вступая на поприще европейской деятельности естественно, должен был одеться и в европейское платье, ибо вопрос не шел о знамении народности, вопрос состоял в том: к семье каких народов принадлежать европейских или азиатских, и соответственно носить в одежде знамение этой семьи». и в 3 главе 18 т. своей « россии с древнейших времен» он отстаивает правильность реформ петра i. «…вывод посредством цивилизации народа, слабого, бедного, почти неизвестного, на сцену…»[1].
известный в. о. ключевский, продолжая мысль с. м. соловьева, отмечает, что преобразования быта в той форме, в какой они были проведены, были вызваны не столько необходимостью, сколько выражением субъективных чувств и взглядов царя. «он надеялся …через дворянство водворить в россии европейскую науку, просвещение как необходимое условие…»[2]. в свою очередь н. м. карамзин отмечал: основное содержание реформы заключалось в том, что «пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев европу, хотел сделать россию голландиею». «но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия… одежда, борода не мешали заведению школ»[3].
и я согласна, реформы петра i носят противоречивый характер. преобразования проходили насильственным путем, влекли за собой огромные жертвы. но с другой стороны, впервые после крещения руси, петр iосуществил энергичную попытку приблизить страну к европейской цивилизации. она «превратилась в великую державу с эффективной , современным морским флотом, высоко - развитой культурой. продвижение было быстрым и решительным»[4].
следует подчеркнуть, что , описывающая повседневную жизнь общества в первой четверти xviii века довольно обширна. в основном она посвящена быту и нравам петровской эпохи в работах -культурологической направленности. первый опыт всестороннего описания быта был предпринят а.в.терещенко в многотомной монографии «быт народа» (т. 1-7. спб.,
в бытовых очерках е. и. карновича « рассказы и бытовые очерки» содержатся сведения о порядке проведения петровских ассамблей, маскарадов и .
хронологические рамки исследования охватывают период реформ петра i (1700-1725 года).