Оценивая в целом внешнюю политику Екатерины следует признать, что в полном соответствии с самим духом эпохи, ее основными представлениями, а также конкретными обстоятельствами международного положения эта политика носила выраженный имперский характер и отличалась экспансионизмом, небрежением интересами других народов, а в определенной мере и агрессивностью. Екатерина II успешно продолжила и с триумфом завершила начатое Петром I создание Российской империи как великой мировой державы. Внешнеполитическими результатами 34-летнего пребывания Екатерины на троне были значительные территориальные приобретения и окончательное закрепление за Россией статуса великой державы. Страна стала играть одну из ведущих ролей в мировой политике, позволявшую воздействовать в своих интересах на решение практически любых международных вопросов. Все это дало возможность в ХIХ столетии еще более раздвинуть границы империи. По существу, именно в екатерининскую эпоху была создана «единая и неделимая» империя с неисчерпаемыми людскими и экономическими ресурсами и бескрайними просторами, поглощавшими любого завоевателя. Это было многонациональное государство с неповторимым этническим, экономическим, культурным, природным и социальным обликом. Блестящие победы российских полководцев екатерининской поры на суше и на море формированию национального самосознания, которое, однако, было неотделимо в это время от сознания имперского. Успехи екатерининского царствования во внешней политике высоко оценивались и современниками, и несколькими поколениями потомков, однако в исторической перспективе многое из этого наследства обернулось для России и ее народов серьезными проблемами. Во-первых, империя складывалась как унитарное государство с сильной центральной властью, что по существу и обеспечило ей долголетие, ибо только сильная центральная власть была в состоянии удерживать эту огромную страну в повиновении. Одновременно на саму империю постепенно стали смотреть как на наивысшую ценность, а в заботе о ее сохранении видеть важнейший патриотический долг. Очевидно, что при этом игнорировались интересы и личности, и отдельных народов. Ущемление национальных интересов распространялось на все населявшие империю народы, включая русский, - народ метрополии, который не только не получал никаких выгод от этого своего положения, но и нес на своих плечах основные тяготы по обеспечению жизне страны. Однако колонизаторская полтика правительства ассоциировалась для народов империи именно с русским народом, что разжиганию национальной розни. Во-вторых, активное участие России в разделах Польши на два последующих столетия определило развитие русско-польских отношений и превратило их в важнейший фактор внешней политики России, ибо международная стабильность стала в значительной степени зависеть от взаимоотношений держав - участниц разделов. Польский народ не мог смириться с уничтожением своей государственности, и на протяжении всего XIX в. правительство России неоднократно вынуждено было применять военную силу для подавления польских восстаний. Делалось это опять же руками русских солдат, что естественно порождало в Польше сильные антирусские настроения. Следует упомянуть, что с разделами Польши связано и появление в России еврейского вопроса.
Как изменилась российская внешняя политика в последнее время? Какие её результаты вы считаете наиболее удачными и почему?
Вспомним, что сделала Россия: - поддержала меры США после теракта 2001 года, - осудила США после ввода войск в Ирак, - не признала независимость Косово, - начала войну против Грузии (Южная Осетия и Абхазия получили независимость), - стала участницей ШОС и БРИКС, - конфликт с Украиной, - размещение Искандер в Калининградской области, - присоединение Крыма к России, - участие в операции в Сирии.
Удачными я могу назвать только участие в таких организациях как ШОС и БРИКС, и если эти организации не самые влиятельные, то участие в любом случае укрепляет отношения России со странами участницами. Кроме того, размещение ракет в Калининградской области также можно считать удачным решением против расширения НАТО. Потому что эти действия не понесли за собой негативных последствий, в отличие от остальных.
Какие новые явления в политике, экономике и культуре позволяют говорить о возрождении России?
Наверное, о возрождении может говорить внешняя политика и культура. Экономика, к сожалению, находится в максимально плачевном состоянии. Внешняя политика, в отношении Крыма и пятидневной войны, говорит нам о том, что Россия имеет в себе силы проводить независимую политику, и не придавать значение последствиям. Что касается культуры, то сейчас начинают снова сниматься независимые фильмы, которые достойны внимания.
Оценивая в целом внешнюю политику Екатерины следует признать, что в полном соответствии с самим духом эпохи, ее основными представлениями, а также конкретными обстоятельствами международного положения эта политика носила выраженный имперский характер и отличалась экспансионизмом, небрежением интересами других народов, а в определенной мере и агрессивностью. Екатерина II успешно продолжила и с триумфом завершила начатое Петром I создание Российской империи как великой мировой державы. Внешнеполитическими результатами 34-летнего пребывания Екатерины на троне были значительные территориальные приобретения и окончательное закрепление за Россией статуса великой державы. Страна стала играть одну из ведущих ролей в мировой политике, позволявшую воздействовать в своих интересах на решение практически любых международных вопросов. Все это дало возможность в ХIХ столетии еще более раздвинуть границы империи. По существу, именно в екатерининскую эпоху была создана «единая и неделимая» империя с неисчерпаемыми людскими и экономическими ресурсами и бескрайними просторами, поглощавшими любого завоевателя. Это было многонациональное государство с неповторимым этническим, экономическим, культурным, природным и социальным обликом.
Блестящие победы российских полководцев екатерининской поры на суше и на море формированию национального самосознания, которое, однако, было неотделимо в это время от сознания имперского.
Успехи екатерининского царствования во внешней политике высоко оценивались и современниками, и несколькими поколениями потомков, однако в исторической перспективе многое из этого наследства обернулось для России и ее народов серьезными проблемами. Во-первых, империя складывалась как унитарное государство с сильной центральной властью, что по существу и обеспечило ей долголетие, ибо только сильная центральная власть была в состоянии удерживать эту огромную страну в повиновении. Одновременно на саму империю постепенно стали смотреть как на наивысшую ценность, а в заботе о ее сохранении видеть важнейший патриотический долг. Очевидно, что при этом игнорировались интересы и личности, и отдельных народов. Ущемление национальных интересов распространялось на все населявшие империю народы, включая русский, - народ метрополии, который не только не получал никаких выгод от этого своего положения, но и нес на своих плечах основные тяготы по обеспечению жизне страны. Однако колонизаторская полтика правительства ассоциировалась для народов империи именно с русским народом, что разжиганию национальной розни.
Во-вторых, активное участие России в разделах Польши на два последующих столетия определило развитие русско-польских отношений и превратило их в важнейший фактор внешней политики России, ибо международная стабильность стала в значительной степени зависеть от взаимоотношений держав - участниц разделов. Польский народ не мог смириться с уничтожением своей государственности, и на протяжении всего XIX в. правительство России неоднократно вынуждено было применять военную силу для подавления польских восстаний. Делалось это опять же руками русских солдат, что естественно порождало в Польше сильные антирусские настроения. Следует упомянуть, что с разделами Польши связано и появление в России еврейского вопроса.
Вспомним, что сделала Россия: - поддержала меры США после теракта 2001 года, - осудила США после ввода войск в Ирак, - не признала независимость Косово, - начала войну против Грузии (Южная Осетия и Абхазия получили независимость), - стала участницей ШОС и БРИКС, - конфликт с Украиной, - размещение Искандер в Калининградской области, - присоединение Крыма к России, - участие в операции в Сирии.
Удачными я могу назвать только участие в таких организациях как ШОС и БРИКС, и если эти организации не самые влиятельные, то участие в любом случае укрепляет отношения России со странами участницами. Кроме того, размещение ракет в Калининградской области также можно считать удачным решением против расширения НАТО. Потому что эти действия не понесли за собой негативных последствий, в отличие от остальных.
Какие новые явления в политике, экономике и культуре позволяют говорить о возрождении России?Наверное, о возрождении может говорить внешняя политика и культура. Экономика, к сожалению, находится в максимально плачевном состоянии. Внешняя политика, в отношении Крыма и пятидневной войны, говорит нам о том, что Россия имеет в себе силы проводить независимую политику, и не придавать значение последствиям. Что касается культуры, то сейчас начинают снова сниматься независимые фильмы, которые достойны внимания.