1. Светская литература в XVI веке в России развивалась медленно и тяжело, и причиной этому была государственная поддержка религиозной культуры. При поддержке государства церковь продолжала доминировать над культурой: строились храмы, писались иконы, издавались религиозные книги (Апостол) и своды книг (Минеи-четьи). Светская литература же подвергалась шельмованию, как "неполезная", "глумы и смехи". Однако это не касалось одной отрасли: политической и публицистической литературы, в том числе и не предназначенной для широкого распространения, такой, к примеру, как письма Ивана Грозного и князя Курбского. Создание централизованного государства означало расцвет политической и управленческой мысли. Писались книги о государственных деятелях и соседних стран ("Сказание о царе Константине", "Повесть о Дракуле-воеводе"), программные политические документы (челобитные Пересветова, письма князя Курбского).
2. Книгопечатанье на территории Руси появилось лишь в XVI веке. Долгое время рукописи писали вручную. Этим занимались монахи при храмах и церквях. Составление рукописи было тяжелым процессом. Большим уважением пользовались монахи, писавшие рукописи и книги. Но в скором времени им облегчили работу. Появился печатный станок. На Руси в то время мастером печатного дела являлся первопечатник Иван Федоров. О его жизни мало что известно. Сегодня известно то, что его род происходил из белорусского дворянства. Его семья ничем не выделялась и не отличалась от большинства семей того времени.
Иван Федоров окончил Краковский университет. Был близко знаком с митрополитом Макарием, который по чтобы Федорова назначили дьяконом в московском храме. Ходит теория, что именно митрополит и посоветовал царю Ивану Грозному взять к себе Ивана, который был очень умным и образованным человеком. С тех пор Иван Федоров стал служить при царском дворе. По указу царя в царском дворе появилась первая печатня. Без указа Ивана Грозного никто на тот момент не мог заниматься печатаньем книг. Царь не хотел уступать развивающейся Европе и приказал возвести свой Печатный двор. Его построили в Китай-городе, а руководителем назначили, конечно же, Ивана Федорова. По некоторым данным, и историческим заметкам, Федоров не был основоположником книгопечатанья на Руси. Незадолго до этого в Москве действовала анонимная типография. Кто ее открыл и работал там не известно до сих пор. Многие книги вышли с неизвестного станка. Может быть, эти люди не хотели быть замеченными, и решили остаться неизвестными, теперь трудно говорить. Может они боялись преследований и гонений, так как это было запрещено. Все же история запомнила одного и единственного человека, заложившего книгопечатанье на Руси – Иван Федоров. Первая книга, выпущенная новым печатным станком, была под названием «Апостол». В мир книга вышла весной 1564 года. На тот момент Федоров работал уже не один, у него был свой Петр Мстиславец. Над новой книгой мастера трудились целый долгий год. Они сделали ей красивый шрифт, каждая заглавная буква выделялась красным цветом. Федоров хотел, чтобы его книги имели такой же величественный вид, какой был у древних рукописных. Начало новой главы мастера каждый раз украшали разнообразными узорами. Через некоторое время выходит в свет еще одна книга. Это был молитвенник, его назвали «Часовник». Эта книга стала одной из ценных и важных, по ней долгое время дети учились читать. Жизнь в Москве у Ивана не сложилась, у него было много завистников и врагов. Была даже история, когда в 1566 году подожгли типографию. После этого Иван Федоров вместе со своим Петром отправляются в Литву. Недолго прожили здесь книгопечатники. Их последним пристанищем стала Украина. Иван Федоров поселился в городе Львов, где открыл первую типографию, уже на украинской земле. Здесь он продолжал заниматься любимым делом – издавал книги. Умер Иван Федоров в 1583 году, его похоронили в Львовском монастыре.
1. Светская литература в XVI веке в России развивалась медленно и тяжело, и причиной этому была государственная поддержка религиозной культуры. При поддержке государства церковь продолжала доминировать над культурой: строились храмы, писались иконы, издавались религиозные книги (Апостол) и своды книг (Минеи-четьи). Светская литература же подвергалась шельмованию, как "неполезная", "глумы и смехи". Однако это не касалось одной отрасли: политической и публицистической литературы, в том числе и не предназначенной для широкого распространения, такой, к примеру, как письма Ивана Грозного и князя Курбского. Создание централизованного государства означало расцвет политической и управленческой мысли. Писались книги о государственных деятелях и соседних стран ("Сказание о царе Константине", "Повесть о Дракуле-воеводе"), программные политические документы (челобитные Пересветова, письма князя Курбского).
2. Книгопечатанье на территории Руси появилось лишь в XVI веке. Долгое время рукописи писали вручную. Этим занимались монахи при храмах и церквях. Составление рукописи было тяжелым процессом. Большим уважением пользовались монахи, писавшие рукописи и книги. Но в скором времени им облегчили работу. Появился печатный станок. На Руси в то время мастером печатного дела являлся первопечатник Иван Федоров. О его жизни мало что известно. Сегодня известно то, что его род происходил из белорусского дворянства. Его семья ничем не выделялась и не отличалась от большинства семей того времени.
Иван Федоров окончил Краковский университет. Был близко знаком с митрополитом Макарием, который по чтобы Федорова назначили дьяконом в московском храме. Ходит теория, что именно митрополит и посоветовал царю Ивану Грозному взять к себе Ивана, который был очень умным и образованным человеком. С тех пор Иван Федоров стал служить при царском дворе. По указу царя в царском дворе появилась первая печатня. Без указа Ивана Грозного никто на тот момент не мог заниматься печатаньем книг. Царь не хотел уступать развивающейся Европе и приказал возвести свой Печатный двор. Его построили в Китай-городе, а руководителем назначили, конечно же, Ивана Федорова. По некоторым данным, и историческим заметкам, Федоров не был основоположником книгопечатанья на Руси. Незадолго до этого в Москве действовала анонимная типография. Кто ее открыл и работал там не известно до сих пор. Многие книги вышли с неизвестного станка. Может быть, эти люди не хотели быть замеченными, и решили остаться неизвестными, теперь трудно говорить. Может они боялись преследований и гонений, так как это было запрещено. Все же история запомнила одного и единственного человека, заложившего книгопечатанье на Руси – Иван Федоров. Первая книга, выпущенная новым печатным станком, была под названием «Апостол». В мир книга вышла весной 1564 года. На тот момент Федоров работал уже не один, у него был свой Петр Мстиславец. Над новой книгой мастера трудились целый долгий год. Они сделали ей красивый шрифт, каждая заглавная буква выделялась красным цветом. Федоров хотел, чтобы его книги имели такой же величественный вид, какой был у древних рукописных. Начало новой главы мастера каждый раз украшали разнообразными узорами. Через некоторое время выходит в свет еще одна книга. Это был молитвенник, его назвали «Часовник». Эта книга стала одной из ценных и важных, по ней долгое время дети учились читать. Жизнь в Москве у Ивана не сложилась, у него было много завистников и врагов. Была даже история, когда в 1566 году подожгли типографию. После этого Иван Федоров вместе со своим Петром отправляются в Литву. Недолго прожили здесь книгопечатники. Их последним пристанищем стала Украина. Иван Федоров поселился в городе Львов, где открыл первую типографию, уже на украинской земле. Здесь он продолжал заниматься любимым делом – издавал книги. Умер Иван Федоров в 1583 году, его похоронили в Львовском монастыре.