праздник урожая, праздник огня и воды, рождение, свадьба или смерть, — наши предки-славяне знали, как отметить каждый день (и каждую ночь). сколько славянской души в нас осталось?
когда-то давным-давно был на свете народ, который жил в согласии с циклами природы, с уважением относился к путникам из дальних стран, ценил свободу и не знал, что такое власть. нет, это не сказка: это всего лишь краткая характеристика древних славян, которую приводит в своей книге «тайны славян» лешек матела. славяне занимали пространство между одером, эльбой и зале; западные границы территорий их проживания простирались аж до полуострова ютландия, а южные — до , а также чехии, моравии, венгрии, бассейна днепра и верхней волги. народ этот говорил на разных наречиях и имел некоторые региональные различия, а объединяли его похожие обычаи, обряды и верования.
достойное начало года
kolędowanie na podhalu, bukowina tatrzańska, fot. adrian gładecki / reporter /east news
отсчет праздников у славян начинался с 21-го декабря — символической победы света над тьмой. торжества по случаю коляды, или зимнего солнцестояния, длились до 6 января. свою радость по поводу все более долгих и теплых дней древние славяне выражали через песни, называемые колядками. ритуальные же визиты к знакомым хозяевам должны были обеспечить нашим предкам благополучие в новом году.
в домах ставили «древо жизни», то есть сноп зерна, или омелу (елки появились значительно позже). в первый день зимы не забывали о духах предков: на кладбищах зажигали огонь, чтобы согреть умерших (а заодно чтобы солнцу в борьбе со тьмой), устраивали пиры — тризны. в этот день предсказывали погоду на следующий год и пытались увидеть будущее.
со временем коляды получили христианскую интерпретацию. но почему же тогда католики празднуют рождество 25-го, а не 21-го декабря? дело в том, что в древнем риме этот день был посвящен богу солнца (sol invictus), которого чтил император константин. говорят, что после принятия христианства он «христианизировал» языческий праздник, чтобы совместить обе религии.
весна — ах, это ты
topienie 10-metrowej marzanny w jeziorzanach, polska 2014, fot. jacek świerczyński / forum
в деревне езежаны в польше топят марену, фото: яцек щверчиньский / forum
языческие корни имеют и такие польские обычаи, как бросание в воду чучела марены, раскрашивание яиц, поливальный понедельник и даже наведение весеннего порядка. с окончанием зимы приходило время шумно отметить возрождение сил природы: поэтому 21 марта начали праздновать встречу весны. отмечали этот день по-разному. одни одевали соломенное чучело (марену) в белые тряпки, а на голову ему надевали терновый венец, сделанный из ветвей боярышника. с мареной под звуки трещоток проходили через всю деревню, а затем чучело сжигали или топили — чтобы таким образом окончательно проститься с зимой, смертью и болезнями.
другие красили яйца, считая это знаком возрождения жизни. узор на скорлупе рисовали с топленого воска, а коричневую или красную краску получали, опуская яйца в посуду с луковой шелухой или охрой. обычай этот пришел из персии (это может считаться подтверждением одной из теорий происхождения славян), где яйца использовали в лечебных целях, а также снимали с их порчу.
в поливальный понедельник женщин обливают водой, фото: мариан зубжицкий / forum
весну готовилась вся семья. в избах убирались и проветривали их, женщины пекли пироги, мужчины разводили костер на холмах. юноши и девушки приносили в дом покрытые почками ветки вербы, из которых делали небольшие метелки (аналог современных пасхальных пальм): ими ударяли друг друга, чтобы прогнать все плохое. очистительную силу имела также вода, поэтому люди поливали ей друг друга. позже два эти обычая слились воедино.
1. религиозное столкновение между протестантами и католиками германии, затем переросло в борьбу против гегемонии габсбургов в европе.
2. противостояние франции и коалиции испанских и австрийских габсбургов. в интересах франции было сохранить империю раздробленной и не допустить единства действий двух габсбургских монархий. она имела территориальные претензии в эльзасе, лотарингии, южных нидерландах, северной италии, пограничных с испанией территориях. франция готова была поддержать евангелическую лигу несмотря на разность конфессий.
3. республика соединённых провинций видела в евангелической лиге естественного союзника против габсбургов
4. дания и швеция пытались оградить себя от конкуренции на северных морских путях
5. постоянно боролась с испанией на море, и для неё антигабсбургская политика казалась естественной. но, в то же время, она во внешней торговле конкурировала со странами антигабсбургской коалиции.
ход войны:
тридцатилетняя война традиционно делится на четыре периода: чешский (1618–1623). , датский (1625–1629), шведский (1630–1635) и франко-шведский (1635–1648).
конфликты за пределами германии принимали форму локальных войн: война испании с , война за мантуанское наследство, -польская война, польско-шведская война.
началом войны послужило чешское восстание («пражская дефенестрация») против господства габсбургов. в 1620 г. чехия была разгромлена, что дало. габсбургам ощутимый перевес.. в 1625 г. против них выступила протестантская дания. франция пыталась втянуть в войну сильную швецию, но ей это не удалось. католический лагерь одержал ряд побед и вынудил данию в мае 1629 г. выйти из войны. в .1628 г. на севере италии начались столкновения между францией и силами габсбургов, они продолжались три года и протекали чрезвычайно вяло. в 1630 г. -и! войну вступила швеция, ее войска прошли всю германию и 17 сентября 1631 г. одержали победу при брейтенфельде, в мае 1632 г. заняли мюнхен, а в ноябре при лютцене разбили армию габсбургов. в 1632 г. россия вступила в войну с польшей, но, не получив ожидаемого подкрепления, армия потерпела поражение, и в 1634 г. россия заключила поляновский мир. шведы с запозданием двинулись на польшу, но в сентябре 1634 г. при нердлингене были разбиты объединенными войсками католической коалиции. в 1635 г. швеция подписала с габсбургами парижский мирный договор, к которому присоединились некоторые германские протестантские князья, в том же году швеция заключила с польшей щтумсдорфский договор и с францией сен-жерменский договор. начался последний, решающий период войны, в ходе которого франция вела военные действия против испании и германии. постепенно военное превосходство склонялось на сторону противников католической коалиции. после ряда побед над габсбургами (при рокруа, нердлингене) франция и швеция приступили к разделу германии. по вестфальскому миру 1648 года швеция получила устья судоходных рек северной германии, франция - эльзас, верден, мец и туль; голландия получила независимость от испании. шведские войска находились в германии еще 5 лет, а война франции с испанией продолжалась до 1659 года.
итоги:
1. заключен вестфальский мир 24 октября 1648. по условиям мира, франция получила южный эльзас и лотарингские епископства мец, туль и верден, швеция — остров рюген, западную померанию и герцогство бремен, плюс контрибуцию в 5 млн. талеров. саксония — лузацию, бранденбург — восточную померанию, архиепископство магдебург и епископство минден. бавария — верхний пфальц, баварский герцог стал курфюрстом. за всеми князьями юридически признается право заключать внешнеполитические союзы. закрепление раздробленности германии.
2. тридцатилетняя война (1618—1648) — один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и россию) , за исключением швейцарии и турции
3. после тридцатилетней войны гегемония в международной жизни западной европы перешла от габсбургов к франции. однако габсбурги не были полностью сокрушены и оставались серьёзной международной силой
2. резкое ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государств европы. их внешняя политика стала основываться на , династических и геополитических интересах.
(не)забытые славянские обряды и обычаи
# и традиции
источник:
праздник урожая, праздник огня и воды, рождение, свадьба или смерть, — наши предки-славяне знали, как отметить каждый день (и каждую ночь). сколько славянской души в нас осталось?
когда-то давным-давно был на свете народ, который жил в согласии с циклами природы, с уважением относился к путникам из дальних стран, ценил свободу и не знал, что такое власть. нет, это не сказка: это всего лишь краткая характеристика древних славян, которую приводит в своей книге «тайны славян» лешек матела. славяне занимали пространство между одером, эльбой и зале; западные границы территорий их проживания простирались аж до полуострова ютландия, а южные — до , а также чехии, моравии, венгрии, бассейна днепра и верхней волги. народ этот говорил на разных наречиях и имел некоторые региональные различия, а объединяли его похожие обычаи, обряды и верования.
достойное начало года
kolędowanie na podhalu, bukowina tatrzańska, fot. adrian gładecki / reporter /east news
коледование в подхале, буковина татшанская, фото: адриан гладецкий / reporter /east news
отсчет праздников у славян начинался с 21-го декабря — символической победы света над тьмой. торжества по случаю коляды, или зимнего солнцестояния, длились до 6 января. свою радость по поводу все более долгих и теплых дней древние славяне выражали через песни, называемые колядками. ритуальные же визиты к знакомым хозяевам должны были обеспечить нашим предкам благополучие в новом году.
в домах ставили «древо жизни», то есть сноп зерна, или омелу (елки появились значительно позже). в первый день зимы не забывали о духах предков: на кладбищах зажигали огонь, чтобы согреть умерших (а заодно чтобы солнцу в борьбе со тьмой), устраивали пиры — тризны. в этот день предсказывали погоду на следующий год и пытались увидеть будущее.
со временем коляды получили христианскую интерпретацию. но почему же тогда католики празднуют рождество 25-го, а не 21-го декабря? дело в том, что в древнем риме этот день был посвящен богу солнца (sol invictus), которого чтил император константин. говорят, что после принятия христианства он «христианизировал» языческий праздник, чтобы совместить обе религии.
весна — ах, это ты
topienie 10-metrowej marzanny w jeziorzanach, polska 2014, fot. jacek świerczyński / forum
в деревне езежаны в польше топят марену, фото: яцек щверчиньский / forum
языческие корни имеют и такие польские обычаи, как бросание в воду чучела марены, раскрашивание яиц, поливальный понедельник и даже наведение весеннего порядка. с окончанием зимы приходило время шумно отметить возрождение сил природы: поэтому 21 марта начали праздновать встречу весны. отмечали этот день по-разному. одни одевали соломенное чучело (марену) в белые тряпки, а на голову ему надевали терновый венец, сделанный из ветвей боярышника. с мареной под звуки трещоток проходили через всю деревню, а затем чучело сжигали или топили — чтобы таким образом окончательно проститься с зимой, смертью и болезнями.
другие красили яйца, считая это знаком возрождения жизни. узор на скорлупе рисовали с топленого воска, а коричневую или красную краску получали, опуская яйца в посуду с луковой шелухой или охрой. обычай этот пришел из персии (это может считаться подтверждением одной из теорий происхождения славян), где яйца использовали в лечебных целях, а также снимали с их порчу.
в поливальный понедельник женщин обливают водой, фото: мариан зубжицкий / forum
весну готовилась вся семья. в избах убирались и проветривали их, женщины пекли пироги, мужчины разводили костер на холмах. юноши и девушки приносили в дом покрытые почками ветки вербы, из которых делали небольшие метелки (аналог современных пасхальных пальм): ими ударяли друг друга, чтобы прогнать все плохое. очистительную силу имела также вода, поэтому люди поливали ей друг друга. позже два эти обычая слились воедино.
причины:
1. религиозное столкновение между протестантами и католиками германии, затем переросло в борьбу против гегемонии габсбургов в европе.
2. противостояние франции и коалиции испанских и австрийских габсбургов. в интересах франции было сохранить империю раздробленной и не допустить единства действий двух габсбургских монархий. она имела территориальные претензии в эльзасе, лотарингии, южных нидерландах, северной италии, пограничных с испанией территориях. франция готова была поддержать евангелическую лигу несмотря на разность конфессий.
3. республика соединённых провинций видела в евангелической лиге естественного союзника против габсбургов
4. дания и швеция пытались оградить себя от конкуренции на северных морских путях
5. постоянно боролась с испанией на море, и для неё антигабсбургская политика казалась естественной. но, в то же время, она во внешней торговле конкурировала со странами антигабсбургской коалиции.
ход войны:
тридцатилетняя война традиционно делится на четыре периода: чешский (1618–1623). , датский (1625–1629), шведский (1630–1635) и франко-шведский (1635–1648).
конфликты за пределами германии принимали форму локальных войн: война испании с , война за мантуанское наследство, -польская война, польско-шведская война.
началом войны послужило чешское восстание («пражская дефенестрация») против господства габсбургов. в 1620 г. чехия была разгромлена, что дало. габсбургам ощутимый перевес.. в 1625 г. против них выступила протестантская дания. франция пыталась втянуть в войну сильную швецию, но ей это не удалось. католический лагерь одержал ряд побед и вынудил данию в мае 1629 г. выйти из войны. в .1628 г. на севере италии начались столкновения между францией и силами габсбургов, они продолжались три года и протекали чрезвычайно вяло. в 1630 г. -и! войну вступила швеция, ее войска прошли всю германию и 17 сентября 1631 г. одержали победу при брейтенфельде, в мае 1632 г. заняли мюнхен, а в ноябре при лютцене разбили армию габсбургов. в 1632 г. россия вступила в войну с польшей, но, не получив ожидаемого подкрепления, армия потерпела поражение, и в 1634 г. россия заключила поляновский мир. шведы с запозданием двинулись на польшу, но в сентябре 1634 г. при нердлингене были разбиты объединенными войсками католической коалиции. в 1635 г. швеция подписала с габсбургами парижский мирный договор, к которому присоединились некоторые германские протестантские князья, в том же году швеция заключила с польшей щтумсдорфский договор и с францией сен-жерменский договор. начался последний, решающий период войны, в ходе которого франция вела военные действия против испании и германии. постепенно военное превосходство склонялось на сторону противников католической коалиции. после ряда побед над габсбургами (при рокруа, нердлингене) франция и швеция приступили к разделу германии. по вестфальскому миру 1648 года швеция получила устья судоходных рек северной германии, франция - эльзас, верден, мец и туль; голландия получила независимость от испании. шведские войска находились в германии еще 5 лет, а война франции с испанией продолжалась до 1659 года.
итоги:
1. заключен вестфальский мир 24 октября 1648. по условиям мира, франция получила южный эльзас и лотарингские епископства мец, туль и верден, швеция — остров рюген, западную померанию и герцогство бремен, плюс контрибуцию в 5 млн. талеров. саксония — лузацию, бранденбург — восточную померанию, архиепископство магдебург и епископство минден. бавария — верхний пфальц, баварский герцог стал курфюрстом. за всеми князьями юридически признается право заключать внешнеполитические союзы. закрепление раздробленности германии.
2. тридцатилетняя война (1618—1648) — один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и россию) , за исключением швейцарии и турции
3. после тридцатилетней войны гегемония в международной жизни западной европы перешла от габсбургов к франции. однако габсбурги не были полностью сокрушены и оставались серьёзной международной силой
2. резкое ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государств европы. их внешняя политика стала основываться на , династических и геополитических интересах.
подробнее - на -