В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
чудик78
чудик78
28.04.2023 14:44 •  История

Напишите краткий конспект История в системе
гуманитарныз наук. Исторический источник. Единство и многообразие исторического процесса​

Показать ответ
Ответ:
dimakrochak
dimakrochak
19.10.2022 08:15

ответ:в условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся. На пути осуществления культурного строительства в крае стояло немало преград: нехватка национальной интеллигенции, великодержавный шовинизм, отсутствие материально-технической базы. В 1919 году был подписан декрет Совнаркома о ликвидации неграмотности. Государство объявило массовый культпоход в аул. В 1920-1921 учебном году в Казахстане уже работало около

2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы-коммукы, школы-интернаты, рабфаки. Медресе, мектебы и русско-казахские школы преобразовывались в советские. Так, к концу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - око-ло 10%.

Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920-1930-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководящая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. В мае 1926 г. Совнарком республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». Школы постепенно стали переводиться с одногодичной и двухгодичной систем образования на трехгодичную и четырехгодичную, стали открываться специальные школы для девушек-казашек, начал вводиться всеобуч в оседлых районах, а с 1931 г. - и в районах с кочевым населением.

В 1930 году было введено обязательное всеобщее начальное образование, в 1931 году - обязательное всеобщее семилетнее образование, а также обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. К 1935 году обучением в Казахстане уже было охвачено 91% детей школьного возраста, однако лишь треть из них училась в семилетних и средних школах.

В конце 1930-х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тысяч специалистов. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а среди казахского населения - 40%. Районами сплошной грамотности стали города Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер, Чимкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк. Всего за 1926-1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%. Из года в год росли расходы на народное образование Казахстана. В 1940 году в республике уже работало 5,3 тыс. начальных, 1,8 тыс. семилетних и около 700 средних школ.

Ликвидация неграмотности в Казахстане

Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По их инициативе в 1928 г. начался Всеказахстанский культурный поход, ставший действенной формой ликвидации безграмотности. В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев-культармейцев. Всего за годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно-массовой и политико-воспитательной работы.

Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. За счет значительного увеличения правительством Казахстана ассигнований на дело народного образования стали открываться интернаты и общежития, выдаваться стипендии, школьники бесплатно снабжались учебниками, учебными пособиями, обувью, одеждой, обеспечивались транспортом и т. д. Открываемые школы отвечали многонациональному составу населения. В республике открывались школы не только казахские, но и русские, татарские, узбекские, уйгурские, немецкие, эстонские и т. д. В некоторых школах обучение велось на двух языках - русском и узбекском, казахском и татарском, казахском и русском, русском и немецком. В годы войны республика приняла 149 детских домов и 19 тыс. детей, эвакуированных из западных регионов СССР, увеличилось количество детских учреждений.

Объяснение:

0,0(0 оценок)
Ответ:
алина3903
алина3903
19.10.2022 08:15

Золотая Орда и Османская империя являлись сильнейшими государствами позднего средневековья. Их сосуществование совпало с образованием и последующим усилением Османской империи и началом упадка золотоордынского государства. Золотая Орда как будто бы оставляла свое место на исторической авансцене османам.

Несомненно, неоднократные походы татарских войск против Византии и балканских государств, принятие государствами данной географической зоны политического присутствия Улуса Джучи в будущем облегчили Османской империи завоевание этих территорий.

Если считать, что существование двух мировых держав в одно время и в близости друг от друга противоречат истории человечества, то отношения между ними должны были быть натянутыми. Расширение территории Османской империи в Восточной Европе вначале насторожило Золотую Орду, так как последняя видела в этом ущемление своих интересов на этой зоне. Вместе с тем появление общих врагов, претендующих на роль мировых держав, например, Аксак Тимур, заставило Золотую Орду и Османскую империю хоть и не на продолжительное время стать союзниками. В историографии нет отельного исторического труда, который исследовал бы детально взаимоотношения Османской империи с Золотой Ордой.

Начиная с XIV века создается и постепенно усиливается Османская империя, которая первоначально не участвует в политике Востока. Оно и понятно, ведь на востоке находилось государство хулагуидов, патронов Анатолии. Источников об отношениях Золотой Орды с османами в этот период нет, но думается, что их взаимоотношения были дружественными. Во-первых, оба эти государства были мусульманскими, а османы идеологией свого государства избрали именно распространение ислама. Во-вторых, татар должен был устраивать тот факт, что на территории их давнего противника ильханидов, которые большую часть времени своего существования были язычниками и к тому же покровительствовали христианам, возникло мусульманское государство. В-третьих, ханы Золотой Орды имели дружественные отношения с сельджуками и покровительствовали им, даже вмешиваясь в дела ильханидского государства и Византии. Здесь достаточно вспомнить про Иззеддина Кейкавуса, которого золотоордынцы освободили из плена. Но к концу XIV века, когда уже не было хулагуидского государства, а османы превратились в ведущую силу в Анатолии, у этих государств появился общий враг в лице Аксак Тимура. Золотая Орда и османы решили противостоять вместе против общей угрозы. Это и зафиксировано в письменных источниках. Токтамыш-хан, придя к власти, завершил период смуты в Улусе Джучи. Однако борьба с Тимуром заставила Токтамыша создавать различные военно политические блоки против своего врага. Историки отмечают, что одним из направлений поиска союзника было объединение усилий с Османской империей. А.Н. Курат пришел к выводу, что в сближении Золотой Орды с Османской империей фактор Тимура сыграл большую роль, но ни хан Токтамыш, ни султан Баязит не осознали в полной мере опасности для своих государств экспансионистской политики Аксак Тимура. «Каждый из них предполагал, что в одиночку может справиться с Тимуром». Несомненно, главную опору Токтамыш искал в Египте. Как и другие ханы Золотой Орды до Токтамыша действовали совместно с Египтом против ильханидов, так и Токтамыш в борьбе против Тимура пытался объединиться с мамлюками. Египетский историк Тагрибирди писал, что в 1394 году султан аз-Захир Барку в Дамаске принял послов Баязита и правителя Сиваса Бурхан ад-дина Ахмада. В это же время султаном были приняты и послы Золотой Орды.

Из летописи Ибн Шохба ал-Асади; из летописи Ибн Хаджар ал-Аскалани; из летописи ал-Айни можно предположить, что представители Баязита и Токтамыша впервые официально в 1394 году в Дамаске провели переговоры. Хотя в источниках об этих переговорах напрямую ничего не говорится, но такое предположение не безосновательно. После этого Тимур принялся разбивать это объединение, отправившись в поход против Сиваса. Но в итоге, понимая, что главная опасность исходит от Токтамыша и она с каждым днем усиливается, решил вначале разбить татар.

Активная экспансионистская политика Тамерлана задела интересы многих великих держав. В нашем случае здесь важними являются: борьба Золотой Орды, государства мамлюков и Османской империи против завоеваний Тимура. Османская империя и мамлюки были давними союзниками Золотой Орды. Также все эти три государства были самыми могущественными среди противников Тимура, и все они подверглись нападению со стороны Аксак Тимура. И наконец, золотоордынцы, османы и мамлюки пытались как-то координировать свои действия против Тамерлана. Безусловно, речь шла о создании антитимуровского союза с участием этих великих держав.

Переговоры о союзе начались в 1394 году, когда Тимур уже смог отодвинуть границы своего государства к границам вышеназванных стран. Тимур, чтобы не допустить образования этого союза, ведя переговоры, усыплял бдительность одних и разбивал других.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: История
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота