уже погибли почти все лица, которые во время болезни ивана грозного склонялись на сторону его двоюродного брата, князя владимира андреевича, но сам владимир еще оставался жив. до какой степени ему не доверял царь после болезни своей, видно из того, что несколько раз брал с него записи (письменные обязательства) верно служить и ему, царю, и сыну его. князь владимир должен был при этом обещать, что пойдет войной даже на своего родного брата, если прикажет царевич; донесет ему даже на свою мать, если та умыслит ему какое зло, и пр.
иван грозный переменил у владимира всех бояр и слуг, из одной волости перевел его в другую, наконец, и совсем покончил с ним. по одному известию, князь замышлял перейти в подданство. сигизмунду. так ли это было действительно или это была клевета – трудно судить; но вначале владимир андреевич погиб. по одним известиям, он был осужден в присутствии царя выпить отраву, по другим – ему была отрублена голова. с ним вместе казнены были его жена, дети, и даже служанок, выразивших сочувствие своим , расстреляли.
ненасытная злоба кипела в сердце ивана iv; никакие жертвы, казалось, не могли утолить ее: очевидно, страшная душевная болезнь обуревала его. вечный страх измены помрачал ум его, делал его злобным, жестоким. страшась сам всего, он хотел страшить мало того что он беспощадно истреблял боярские роды, он хотел быть страшен и простому люду. несомненно, что опричники своими доносами и клеветами разжигали все пуще и пуще больную душу ивана.
летом 1569 года явился к грозному какой-то бродяга с доносом, что новгородцы хотят предаться польскому королю. доносчик заявил, что написана даже грамота к королю и хранится в софийском соборе, за образом богоматери. царь отправил в новгород доверенное лицо вместе с доносчиком, и грамота действительно нашлась в указанном месте. говорят, что доносчик из мести новгородцам, чем-то обидевшим его, сам сочинил грамоту и искусно подписался под руку архиепископа и некоторых влиятельных новгородцев.
иван грозный поверил доносу. новгородцы и псковичи, среди которых еще жили предания о старых вольностях, могли казаться ему подозрительными. весьма вероятно, что в новгороде, вдали от москвы, смелее, чем где-либо, поговаривали о бесчинствах опричнины, и слухи об этом могли доходить до царя. он еще раньше доноса выселил из новгорода и пскова несколько сот семей; теперь же, имея благовидный повод, решился этим дать надолго острастку.
Начало XX в. - особый период в истории казахской литературы. Складывается современный литературный казахский язык, появляются новые стилистические формы, казахские писатели осваивают новые жанры.. Один из выдающихся деятелей литературы начала XX в. - Ахмет Байтурсын. Его перу принадлежит также ряд статей о казахском языке, где он выступает за чистоту языка, освобождение его от русских и татарских слов.его можно назвать основателем казахского языкознания. Крупное явление казахской литературы начала XX в. - Мыржакып Дулатулы,известен как поэт и прозаик, он автор нескольких поэтических сборников. Он был неустанным новатором и реформатором казахского литературного языка.Особое место в казахской поэзии занимает творчество Магжана Жумабая. С его именем связано внедрение новых поэтических форм в казахское стихосложение.В начале XX в. начинается творческий путь талантливого казахского прозаика и драматурга Жусипбека Аймауытулы.Основные произведения созданы им в советское время. след в казахской литературе оставил талантливый писатель и журналист Мухамеджан Сералыулы.Однако главной была не литературная, а журналистская его деятельность. К началу XX в. относится творчество Спандияра Кобеева.Его творческий путь начался с перевода произведений русских писателей. Изданный им роман "Калым", явился значительным событием в истории казахской литературы. Одной из видных фигур казахской литературы начала XX в. был Султанмахмуд Торайгыров, печатает первые стихи и рассказы, тяготевшие в основном к теме социального неравенства.
Большое развитие получает в начале XX в. философско-этическая литература, виднейшими представителями которой были Шакарим Куцайбердыулы, Мухаммед Салим Кашимов, Машгур-Жусуп Копейулы. В целом начало XX в. стало периодом особого расцвета казахской письменной литературы, впитавшей в себя лучшие черты казахской, восточной и европейской литературы. В это время закладываются основы современной казахской литературы, окончательно складывается литературный язык.
уже погибли почти все лица, которые во время болезни ивана грозного склонялись на сторону его двоюродного брата, князя владимира андреевича, но сам владимир еще оставался жив. до какой степени ему не доверял царь после болезни своей, видно из того, что несколько раз брал с него записи (письменные обязательства) верно служить и ему, царю, и сыну его. князь владимир должен был при этом обещать, что пойдет войной даже на своего родного брата, если прикажет царевич; донесет ему даже на свою мать, если та умыслит ему какое зло, и пр.
иван грозный переменил у владимира всех бояр и слуг, из одной волости перевел его в другую, наконец, и совсем покончил с ним. по одному известию, князь замышлял перейти в подданство. сигизмунду. так ли это было действительно или это была клевета – трудно судить; но вначале владимир андреевич погиб. по одним известиям, он был осужден в присутствии царя выпить отраву, по другим – ему была отрублена голова. с ним вместе казнены были его жена, дети, и даже служанок, выразивших сочувствие своим , расстреляли.
ненасытная злоба кипела в сердце ивана iv; никакие жертвы, казалось, не могли утолить ее: очевидно, страшная душевная болезнь обуревала его. вечный страх измены помрачал ум его, делал его злобным, жестоким. страшась сам всего, он хотел страшить мало того что он беспощадно истреблял боярские роды, он хотел быть страшен и простому люду. несомненно, что опричники своими доносами и клеветами разжигали все пуще и пуще больную душу ивана.
летом 1569 года явился к грозному какой-то бродяга с доносом, что новгородцы хотят предаться польскому королю. доносчик заявил, что написана даже грамота к королю и хранится в софийском соборе, за образом богоматери. царь отправил в новгород доверенное лицо вместе с доносчиком, и грамота действительно нашлась в указанном месте. говорят, что доносчик из мести новгородцам, чем-то обидевшим его, сам сочинил грамоту и искусно подписался под руку архиепископа и некоторых влиятельных новгородцев.
иван грозный поверил доносу. новгородцы и псковичи, среди которых еще жили предания о старых вольностях, могли казаться ему подозрительными. весьма вероятно, что в новгороде, вдали от москвы, смелее, чем где-либо, поговаривали о бесчинствах опричнины, и слухи об этом могли доходить до царя. он еще раньше доноса выселил из новгорода и пскова несколько сот семей; теперь же, имея благовидный повод, решился этим дать надолго острастку.
Начало XX в. - особый период в истории казахской литературы. Складывается современный литературный казахский язык, появляются новые стилистические формы, казахские писатели осваивают новые жанры.. Один из выдающихся деятелей литературы начала XX в. - Ахмет Байтурсын. Его перу принадлежит также ряд статей о казахском языке, где он выступает за чистоту языка, освобождение его от русских и татарских слов.его можно назвать основателем казахского языкознания. Крупное явление казахской литературы начала XX в. - Мыржакып Дулатулы,известен как поэт и прозаик, он автор нескольких поэтических сборников. Он был неустанным новатором и реформатором казахского литературного языка.Особое место в казахской поэзии занимает творчество Магжана Жумабая. С его именем связано внедрение новых поэтических форм в казахское стихосложение.В начале XX в. начинается творческий путь талантливого казахского прозаика и драматурга Жусипбека Аймауытулы.Основные произведения созданы им в советское время. след в казахской литературе оставил талантливый писатель и журналист Мухамеджан Сералыулы.Однако главной была не литературная, а журналистская его деятельность. К началу XX в. относится творчество Спандияра Кобеева.Его творческий путь начался с перевода произведений русских писателей. Изданный им роман "Калым", явился значительным событием в истории казахской литературы. Одной из видных фигур казахской литературы начала XX в. был Султанмахмуд Торайгыров, печатает первые стихи и рассказы, тяготевшие в основном к теме социального неравенства.
Большое развитие получает в начале XX в. философско-этическая литература, виднейшими представителями которой были Шакарим Куцайбердыулы, Мухаммед Салим Кашимов, Машгур-Жусуп Копейулы. В целом начало XX в. стало периодом особого расцвета казахской письменной литературы, впитавшей в себя лучшие черты казахской, восточной и европейской литературы. В это время закладываются основы современной казахской литературы, окончательно складывается литературный язык.