Стены романских храмов были покрыты росписями, но они мало где сохранились: краски выцветали или портились, штукатурка осыпалась. Но на стенах готических соборов почти не оставалось места для живописных изображений. Огромные окна снизу доверху заполняли витражи – картины или узоры из кусков прозрачного цветного стекла, скрепленных изогнутыми свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и полу красочными бликами, и это придавало ему нарядный вид. Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражались все стороны жизни людей. По миниатюрам можно представить, как менялась мода, как люди разного происхождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилища, как работали и проводили досуг, во что верили и чему поклонялись. Миниатюрами украшали не только исторические и литературные произведения, но и научные сочинения, например по медицине или алхимии. С удешевлением книг их могли приобретать не только феодалы, но и горожане. Готическая книга по сравнению с романской стала меньше по формату, изящнее, имела больше иллюстраций. Самый прославленный образец миниатюры – принадлежавший брату французского короля «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбург, уроженцами Нидерландов, работавшими во Франции. В миниатюрах календаря отразилось новое отношение человека к природе – желание любоваться ее красотой. В сценах, удивительно живых и ярких, посвященных 12 месяцам, запечатлены сцены крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и окрестных замков. Изображение людей в их связях с природой, передача света, использование светотени – таковы были открытия в книжной живописи. Так прокладывался путь к появлению в живописи пейзажа, бытовой картины, портрета.
Стены романских храмов были покрыты росписями, но они мало где сохранились: краски выцветали или портились, штукатурка осыпалась. Но на стенах готических соборов почти не оставалось места для живописных изображений. Огромные окна снизу доверху заполняли витражи – картины или узоры из кусков прозрачного цветного стекла, скрепленных изогнутыми свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и полу красочными бликами, и это придавало ему нарядный вид.
Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражались все стороны жизни людей. По миниатюрам можно представить, как менялась мода, как люди разного происхождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилища, как работали и проводили досуг, во что верили и чему поклонялись. Миниатюрами украшали не только исторические и литературные произведения, но и научные сочинения, например по медицине или алхимии.
С удешевлением книг их могли приобретать не только феодалы, но и горожане. Готическая книга по сравнению с романской стала меньше по формату, изящнее, имела больше иллюстраций.
Самый прославленный образец миниатюры – принадлежавший брату французского короля «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбург, уроженцами Нидерландов, работавшими во Франции. В миниатюрах календаря отразилось новое отношение человека к природе – желание любоваться ее красотой. В сценах, удивительно живых и ярких, посвященных 12 месяцам, запечатлены сцены крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и окрестных замков.
Изображение людей в их связях с природой, передача света, использование светотени – таковы были открытия в книжной живописи. Так прокладывался путь к появлению в живописи пейзажа, бытовой картины, портрета.