Переход к христианству имел огромное значение и сказался на всех сферах жизни общества. крещение преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое общество, создав духовную основу государственности. став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия) , все более осознавая себя православным. христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. при этом она формировала уважение к власти, т. к. “несть власти не от бога”, воспитывала терпимость к ближнему. да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека. принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. византии и болгарии русь познакомилась с достижениями античной культуры. принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. в монастырях велось летописание. крупные церковные храмы типа софийского собора в киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости руси. православная церковь не только образовывала, но и воспитывала общество. смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства. таким образом, христианизация способствовала формированию цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. в то же время своеобразие православия определило и значительные отличия цивилизации от европейской. основу христианского учения представляет идея индивидуального “спасения”, достигаемого путем нравственного самосовершенствования и духовного очищения. приближение к богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского. на руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в х1х в. , -соборной личности. в итоге, западноевропейское “прочтение” христианства, исходящее из того, что спасение человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становленияличности и достижения ею внешней свободы. в результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства это приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного спасения. однако трудность достижения как духовного совершенства, так и особенно одухотворения мира, его спасения, часто приводила к разочарованию и, в итоге, - к отпадению человека от бога. в эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями. переходы же от одной крайности к другой, т. е. от стремления к идеалу, а затем - к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер .
Галицко-волынское княжество - феодальное княжество, возникшее в результате объединения (1199) князем романом великим галицкого и владимиро-влынского кн-в. было расположено на плодородных чернозём. землях в верховьях pp. днестр, висла, нарев и принять, с издавна существовавшим развитым земледелием. для галицко-волынского княжества характерны развитые ремёсла и торговля, наличие большого кол-ва городов (в xiii в. - свыше 80), из которых важнейшими были: галич, владимир-волынский, теребовль, перемышль и др. важную роль в хоз-ве играли соляные промыслы. имелось крупное феодал, землевладение, в связи с чем боярство играло большую политическую роль. роман великий в 1203 г. захватил киев и принял титул вел. князя. его княжение проходило в бесконечных смутах и острой борьбе с боярами. после гибели романа (1205) кн-во распалось на несколько более мелких кн-в, часть земель захватили венг. и польск. феодалы, приглашенные местными боярами. феодал, распри, засилье бояр, нашествия иноземных захватчиков вызвали народные восстания. призванный в 1219 г. горожанами новг. кн. мстислав удатный изгнал в 1221 г. из галичины венг. феодалов. тогда же на волыни пришёл к власти сын романа - даниил, завершивший её объединение в 1229. после смерти мстислава удатного (1228) он стал гал. князем, но окончательно подчинил себе кн-во, борясь с боярами и венг. феодалами, лишь в 1238 г. даниил романович завладел киевом и после ожесточённой борьбы с др. князьями, венгрией и польшей, а также гал. боярами окончательно объединил (1245) под своей властью всю юго-зап. русь. даниил проводил осторожную политику по отношению к золотой орде, номинально признав себя её вассалом. он использовал переговоры с представителями рим. папы иннокентия iv для стабилизации положения на зап. границах сиоих владений, принял в 1254 г. кор. титул, но сумел отказаться от церк. унии с католиками. в 1259 г. золотоордынскому темнику удалось покорить галицко-волынское княжество, уничтожив почти во всех его городах укрепления. после смерти даниила (1264) кн-во распалось на 4 удела, номинально подчинявшихся гал. князю. вел. гал. князьями последовательно были: шмрн данилович (1264 -1269), лев данилович (1269 -1301), юрий львович (1301-1308), андрей и лев юрьевичи (1308-1323). в 1323 бояре пригласили на престол мазов. кн. болеслава тройденовича, который правил до 1340. после него бояре во главе с дмитрием дедко, сохранившим на первых порах в своих руках фактич. власть, пригласили на престол лит. кн. любарта гедиминовича. галицко-волынское княжество оказалось включенным в состав вел. кн-ва литовского. по соглашению (1352) между польск, кор. казимиром и лит. князьями, галичина попала под власть польши, а волынь осталась за литвой.