коротко если надо :Если кратко, под классической мусульманской культурой понимается культура, связанная с зарождением и укреплением Арабского халифата, который под эгидой провозглашенной в VII в. пророком Мухаммадом новой монотеистической религии (ислама) распространил свою власть и влияние на обширном пространстве от Гибралтара до Инда и стал новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций. «Золотой век», развившийся на почве мусульманской цивилизации, пришелся на IX—XII столетия, когда именно мусульманская культура стала определять уровень мировой материальной и духовной культуры. Натиск монголов, уничтожение Аббасидского халифата знаменовали новый этап в истории культуры ислама. «После XIII века наблюдается глубокая фрагментация дотоле единого культурного пространства. Отныне на первый план выступают относительно самостоятельные региональные культуры — собственно арабская, иранская, турецкая, мусульманская культура в Индии и др. В течение последующих двух столетий, XIV и XV вв., сердце арабской культуры продолжало биться, хотя и не в полную силу, при мамлюках в Египте и Сирии, а также в Андалусии. Это был ее серебряный век, ознаменовавшийся преимущественно компиляциями и комментариями. Из наступившего вслед за ними экономического упадка и полустагнации арабский мир начал выбираться лишь начиная с середины XIX века». Говоря о логике развития исламской культуры в целом, нужно отметить, что после XIII в. расцвет мусульманского мира постепенно сменился политическим и культурным застоем, приведшим к отставанию мусульманского Востока от Европы. В XVII—XIX вв. набирает темпы глобализация мировых историко-культурных процессов, включая и мир ислама. При этом ислам показывает свою к саморазвитию. Мусульманская интеллигенция стремится приобщиться к достижениям западной цивилизации и, таким образом, вывести свои народы из состояния застоя. Основная проблема здесь заключалась в выяснении соотношения между западным путем развития и заветами ислама. В конце XIX — первой трети XX в. появляется течение модернизации ислама, крупнейшим представителем которого был Джемаль аль-Афгани. Модернисты доказывали полное соответствие нормам ислама принципов буржуазной демократии. В то же время возникает течение исламского фундаментализма, считающее, что только в опоре на традицию и в борьбе с любыми западными влияниями можно построить справедливое общество. Так, в Йемене до 1962 г. под страхом смертной казни было запрещено посещение кинотеатров, в Саудовской Аравии до сих пор существует запрет на строительство кинотеатров, прокат и производство фильмов. В Египте же, где художественное кино возникло уже в 20-х гг. XX в., его считают действенным средством пропаганды ислама, запрещая лишь воссоздавать священные для мусульман образы. На сегодняшний день все явственнее становится антитеза: вестернизация Востока— исламская традиционность. Исламский фактор в динамике мировых культурных процессов становится все более ощутим, что объясняется следующими причинами: молодостью ислама, его жизненностью, гибкостью, простотой и доступностью, идеей завершенного пророчества, аутентичностью ислама личности верующего. Ислам взял под свою эгиду все формы общественного сознания, быта, государственного устройства, определил специфику мышления, психологии, искусства, всей культуры мусульманского Востока.
коротко если надо :Если кратко, под классической мусульманской культурой понимается культура, связанная с зарождением и укреплением Арабского халифата, который под эгидой провозглашенной в VII в. пророком Мухаммадом новой монотеистической религии (ислама) распространил свою власть и влияние на обширном пространстве от Гибралтара до Инда и стал новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций. «Золотой век», развившийся на почве мусульманской цивилизации, пришелся на IX—XII столетия, когда именно мусульманская культура стала определять уровень мировой материальной и духовной культуры. Натиск монголов, уничтожение Аббасидского халифата знаменовали новый этап в истории культуры ислама. «После XIII века наблюдается глубокая фрагментация дотоле единого культурного пространства. Отныне на первый план выступают относительно самостоятельные региональные культуры — собственно арабская, иранская, турецкая, мусульманская культура в Индии и др. В течение последующих двух столетий, XIV и XV вв., сердце арабской культуры продолжало биться, хотя и не в полную силу, при мамлюках в Египте и Сирии, а также в Андалусии. Это был ее серебряный век, ознаменовавшийся преимущественно компиляциями и комментариями. Из наступившего вслед за ними экономического упадка и полустагнации арабский мир начал выбираться лишь начиная с середины XIX века». Говоря о логике развития исламской культуры в целом, нужно отметить, что после XIII в. расцвет мусульманского мира постепенно сменился политическим и культурным застоем, приведшим к отставанию мусульманского Востока от Европы. В XVII—XIX вв. набирает темпы глобализация мировых историко-культурных процессов, включая и мир ислама. При этом ислам показывает свою к саморазвитию. Мусульманская интеллигенция стремится приобщиться к достижениям западной цивилизации и, таким образом, вывести свои народы из состояния застоя. Основная проблема здесь заключалась в выяснении соотношения между западным путем развития и заветами ислама. В конце XIX — первой трети XX в. появляется течение модернизации ислама, крупнейшим представителем которого был Джемаль аль-Афгани. Модернисты доказывали полное соответствие нормам ислама принципов буржуазной демократии. В то же время возникает течение исламского фундаментализма, считающее, что только в опоре на традицию и в борьбе с любыми западными влияниями можно построить справедливое общество. Так, в Йемене до 1962 г. под страхом смертной казни было запрещено посещение кинотеатров, в Саудовской Аравии до сих пор существует запрет на строительство кинотеатров, прокат и производство фильмов. В Египте же, где художественное кино возникло уже в 20-х гг. XX в., его считают действенным средством пропаганды ислама, запрещая лишь воссоздавать священные для мусульман образы. На сегодняшний день все явственнее становится антитеза: вестернизация Востока— исламская традиционность. Исламский фактор в динамике мировых культурных процессов становится все более ощутим, что объясняется следующими причинами: молодостью ислама, его жизненностью, гибкостью, простотой и доступностью, идеей завершенного пророчества, аутентичностью ислама личности верующего. Ислам взял под свою эгиду все формы общественного сознания, быта, государственного устройства, определил специфику мышления, психологии, искусства, всей культуры мусульманского Востока.