Общеевропейское значение в xviii в. получила французская просветительная в лице вольтера, монтескьё, руссо, дидро и др. писателей. общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во франции на вопросы политического и социального характера, тогда как просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок жизни и т. п.) . одна из ключевых эпох в европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. в основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. начавшись в , это движение распространилось на францию, германию, россию и охватило другие страны европы. особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум» . принципы просвещения были положены в основу американской декларации независимости и французской декларации прав человека и гражданина. интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни европы и америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. кроме того, оно авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
варны— термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.
предполагается, что эти сословия выкристаллизовались в обществе ариев на протяжении эпохи «ригведы» (1700—1100 гг. до н. э. ) в результате контакта развитой племенной сословной структуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета. термин «варна» не означает и никогда не обозначал «каста» , как его часто неточно переводят.
впервые четыре варны упоминаются в «пуруша-сукте» «ригведы» , где излагается происхождение людей из частей тела первочеловека пуруши:
« когда пурушу расчленили… , его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра — вайшья, из ног родился шудра. »
более поздние памятники повторяют как идею четырёх варн, так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции. одна из самых известных версий сюжета трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в варны) содержится в «законах ману» (где варновая структура общества получила свою кодификацию) :
« а ради процветания миров брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступнёй брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.
а для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия. обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и к мирским утехам он указал для кшатрия. пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.
уже в древней индии внутри варн началось расслоение, которое к образованию многочисленных каст.
варны— термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.
предполагается, что эти сословия выкристаллизовались в обществе ариев на протяжении эпохи «ригведы» (1700—1100 гг. до н. э. ) в результате контакта развитой племенной сословной структуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета. термин «варна» не означает и никогда не обозначал «каста» , как его часто неточно переводят.
впервые четыре варны упоминаются в «пуруша-сукте» «ригведы» , где излагается происхождение людей из частей тела первочеловека пуруши:
« когда пурушу расчленили… , его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра — вайшья, из ног родился шудра. »
более поздние памятники повторяют как идею четырёх варн, так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции. одна из самых известных версий сюжета трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в варны) содержится в «законах ману» (где варновая структура общества получила свою кодификацию) :
« а ради процветания миров брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступнёй брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.
а для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия. обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и к мирским утехам он указал для кшатрия. пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.
уже в древней индии внутри варн началось расслоение, которое к образованию многочисленных каст.