Он остался в истории, как великий реформатор, хотя и не все его начинания были доведены до конца. Все реформы подробно разобраны в залах исторического парка "Россия-Моя история".
Оценки некоторых реформ Александра II современниками противоречивы. Одни называли его реформы "великими". Вместе с тем, значительная часть населения относилась к ним отрицательно.
В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ. Империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения Северного Кавказа, Дальнего Востока, территорий Средней Азии.
Торжественная встреча императора Александра II. Художник Михаил Александрович Зичи.
Вместе с тем, экономическое положение страны ухудшилось: промышленность поразила затяжная депрессия, в деревне было несколько случаев массового голода. Больших размеров достиг дефицит внешнеторгового баланса и государственный внешний долг, что привело к расстройству денежного обращения и государственных финансов. Обострилась проблема коррупции. В российском обществе образовался раскол и острые социальные противоречия, которые достигли своего пика к концу царствования.
Цесаревич
Александр II, старший сын императора Николая I Павловича и императрицы Александры Фёдоровны родился в Москве 17 апреля 1818 года. Он изначально считался наследником престола.

Александр II на прогулке
Александр получил домашнее образование. Вопросу воспитания наследника особое внимание уделял его отец. Его «наставником», с обязанностью руководства всем процессом воспитания и образования и поручением составить «план учения» был Василий Андреевич Жуковский. Набор предметов, предложенный Жуковским, включал в себя русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, закон Божий, языки: французский, немецкий, английский и польский. Большое внимание уделялось рисованию, музыке, гимнастике, фехтованию, плаванию и вообще спорту, танцам, ручной работе и декламации. Сам Василий Андреевич преподавал наследнику русский язык.
Вопросы законодательства Александр изучал с Михаилом Михайловичем Сперанским. Экономику и финансы он изучал с Егором Францевичем Канкриным, статистику и историю с Константином Ивановичем Арсеньевым. Военным инструктором был Карл Карлович Мердер. Два раза в год наследнику устраивались экзамены, часто в присутствии самого государя.
По многочисленным свидетельствам, в юношеском возрасте был весьма впечатлителен и влюбчив. Известно, что во время поездки в 1839 году в Англию, у него возникла мимолётная влюблённость в юную королеву Викторию. Но вот впоследствии, как монархи, они испытывали взаимную неприязнь и вражду.
Александр совершил большое путешествие по России и посетил 29 губерний Европейской части, Закавказья и Западной Сибири. Не раз бывал в Европе.
По возвращении из путешествия Александр включился в государственную деятельность. С 1839 года он присутствует на заседаниях Государственного совета, а с 1840 года -- ещё и на заседаниях Комитета министров. В 1841 – 1842 годах он уже был членом этих высших государственных учреждений. Наконец, в 1842 году по случаю двухмесячного отъезда Николая I из столицы, на Александра было возложено решение всех государственных дел. В последующие годы это стало правилом.
В 1846 году Николай I Павлович сделал сына председателем Секретного комитета по крестьянскому вопросу. Одновременно наследник исполнял военные должности.
Все эти годы до восшествия своего на престол, Александр всегда старался точно и верно выполнять распоряжения императора. Но, тем не менее, у него накапливался опыт управления государственной машиной.
Он остался в истории, как великий реформатор, хотя и не все его начинания были доведены до конца. Все реформы подробно разобраны в залах исторического парка "Россия-Моя история".
Оценки некоторых реформ Александра II современниками противоречивы. Одни называли его реформы "великими". Вместе с тем, значительная часть населения относилась к ним отрицательно.
В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ. Империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения Северного Кавказа, Дальнего Востока, территорий Средней Азии.
Торжественная встреча императора Александра II. Художник Михаил Александрович Зичи.
Вместе с тем, экономическое положение страны ухудшилось: промышленность поразила затяжная депрессия, в деревне было несколько случаев массового голода. Больших размеров достиг дефицит внешнеторгового баланса и государственный внешний долг, что привело к расстройству денежного обращения и государственных финансов. Обострилась проблема коррупции. В российском обществе образовался раскол и острые социальные противоречия, которые достигли своего пика к концу царствования.
Цесаревич
Александр II, старший сын императора Николая I Павловича и императрицы Александры Фёдоровны родился в Москве 17 апреля 1818 года. Он изначально считался наследником престола.

Александр II на прогулке
Александр получил домашнее образование. Вопросу воспитания наследника особое внимание уделял его отец. Его «наставником», с обязанностью руководства всем процессом воспитания и образования и поручением составить «план учения» был Василий Андреевич Жуковский. Набор предметов, предложенный Жуковским, включал в себя русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, закон Божий, языки: французский, немецкий, английский и польский. Большое внимание уделялось рисованию, музыке, гимнастике, фехтованию, плаванию и вообще спорту, танцам, ручной работе и декламации. Сам Василий Андреевич преподавал наследнику русский язык.
Вопросы законодательства Александр изучал с Михаилом Михайловичем Сперанским. Экономику и финансы он изучал с Егором Францевичем Канкриным, статистику и историю с Константином Ивановичем Арсеньевым. Военным инструктором был Карл Карлович Мердер. Два раза в год наследнику устраивались экзамены, часто в присутствии самого государя.
По многочисленным свидетельствам, в юношеском возрасте был весьма впечатлителен и влюбчив. Известно, что во время поездки в 1839 году в Англию, у него возникла мимолётная влюблённость в юную королеву Викторию. Но вот впоследствии, как монархи, они испытывали взаимную неприязнь и вражду.
Александр совершил большое путешествие по России и посетил 29 губерний Европейской части, Закавказья и Западной Сибири. Не раз бывал в Европе.
По возвращении из путешествия Александр включился в государственную деятельность. С 1839 года он присутствует на заседаниях Государственного совета, а с 1840 года -- ещё и на заседаниях Комитета министров. В 1841 – 1842 годах он уже был членом этих высших государственных учреждений. Наконец, в 1842 году по случаю двухмесячного отъезда Николая I из столицы, на Александра было возложено решение всех государственных дел. В последующие годы это стало правилом.
В 1846 году Николай I Павлович сделал сына председателем Секретного комитета по крестьянскому вопросу. Одновременно наследник исполнял военные должности.
Все эти годы до восшествия своего на престол, Александр всегда старался точно и верно выполнять распоряжения императора. Но, тем не менее, у него накапливался опыт управления государственной машиной.