Зі спогадів «Пережите і вистраждане» Я. Головацького: «...Протягом 1835 і 1836 рр. я листувався з моїм другом з Пешта Георгієм Петровичем, сербським патріотом і літератором. Він обіцяв мені зайнятися друком і коректурою збірника творів в будимській друкарні за дозволом будимської цензури. В Угорщині цензура більш вільна, ніж у Львові, і ми думали, оминувши останню, пустити готову книжку нашу між люди. Я переписав майже всі статті із рукописної “Зорі” (стаття про Хмельницького десь загубилась у Шашкевича), ми додали деякі нові статті і назвали наш збірник “Русалка Дністрова”, - і я відіслав його Петровичу. Незабаром прийшов дозвіл цензури і чемний Петрович прислав мені рахунок за друк книжки на суму 400 гульденів. На радощах я написав письмо до директора Верещинського в Коломию, і він погодився дати...»
З протоколу допиту М. Шашкевича, складеного керівництвом Львівської духовної семінари (1837): «Спочатку викликали і допитали Шашкевича Маркіяна:
Питання. У творі “Русалка Дністрова” більшість статей підписано вашим прізвищем; вас запитують, чи ви автор цих статей?
Відповідь. Підписані моїм прізвищем статті справді належать мені, частково я їх сам написав, частково переклав з сербської і чеської.
Питання, Коли ви працювали над цим?
Відповідь. Ці статті я написав у різний час чотири-п’ять років тому, коли я ще, будучи поза семінарією, навчався на філософії.
Питання, Які були ваші головні наміри під час створення цього збірника і н
Тема: Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. Культура Крымского ханства.
Цели и задачи: познакомить с повседневной жизнью народов в 17 веке, ее особенностями.
Планируемые результаты: предметные: описывать особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание и т. д.); описывать основные общинные традиции; определять роль православия в повседневной жизни русского народа; описывать образ царя в народном сознании, представления русского народа о справедливости; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия русского народа; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; 2) регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных решения задач; осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
IОрганизационный момент
II Мотивационно-целевой этап
Дорогие ребята, добрый день. Сегодня мы с вами попробуем себя в роли настоящих ученых – исследователей: рассмотрим разные исторические источники, постараемся выявить особенности каждого из народов, которые в 17 веке вошли в состав российского государства.
Обратите внимание на карту России. Мы видим, что на протяжении столетия к территории государства были присоединены территории Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа.
Как вы думаете, ребята, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
Определение темы урока: Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Сверенного Кавказа в 17 веке.
Ребята, а как мы можем узнать о повседневной жизни людей, живших столько столетий назад?
Учащиеся: по источникам
Учитель: а какие бывают источники?
Вещественные
Письменные
(предметы быта, жилища, монеты, (хроники, документы, дневниковые записи, торговые документы и др. украшения, одежда и тд.)
Где можем найти и познакомиться с этими источниками? Разве мы с вами сейчас можем побывать в разных местах? Нам места, где уже хранятся эти источники. Как вы думаете, что я имею в виду?
В этом нам музеи: краеведческие, этнографические, художественные, архивы и библиотеки.
Значит, сегодня мы познакомимся с материалами, которые дадут нам представление о повседневной жизни народов России 17 в.
Зі спогадів «Пережите і вистраждане» Я. Головацького: «...Протягом 1835 і 1836 рр. я листувався з моїм другом з Пешта Георгієм Петровичем, сербським патріотом і літератором. Він обіцяв мені зайнятися друком і коректурою збірника творів в будимській друкарні за дозволом будимської цензури. В Угорщині цензура більш вільна, ніж у Львові, і ми думали, оминувши останню, пустити готову книжку нашу між люди. Я переписав майже всі статті із рукописної “Зорі” (стаття про Хмельницького десь загубилась у Шашкевича), ми додали деякі нові статті і назвали наш збірник “Русалка Дністрова”, - і я відіслав його Петровичу. Незабаром прийшов дозвіл цензури і чемний Петрович прислав мені рахунок за друк книжки на суму 400 гульденів. На радощах я написав письмо до директора Верещинського в Коломию, і він погодився дати...»
З протоколу допиту М. Шашкевича, складеного керівництвом Львівської духовної семінари (1837): «Спочатку викликали і допитали Шашкевича Маркіяна:
Питання. У творі “Русалка Дністрова” більшість статей підписано вашим прізвищем; вас запитують, чи ви автор цих статей?
Відповідь. Підписані моїм прізвищем статті справді належать мені, частково я їх сам написав, частково переклав з сербської і чеської.
Питання, Коли ви працювали над цим?
Відповідь. Ці статті я написав у різний час чотири-п’ять років тому, коли я ще, будучи поза семінарією, навчався на філософії.
Питання, Які були ваші головні наміри під час створення цього збірника і н
Объяснение:
7 класс история 24.04.2018 урок № 60-61
Тема: Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. Культура Крымского ханства.
Цели и задачи: познакомить с повседневной жизнью народов в 17 веке, ее особенностями.
Планируемые результаты: предметные: описывать особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание и т. д.); описывать основные общинные традиции; определять роль православия в повседневной жизни русского народа; описывать образ царя в народном сознании, представления русского народа о справедливости; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия русского народа; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; 2) регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных решения задач; осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
IОрганизационный момент
II Мотивационно-целевой этап
Дорогие ребята, добрый день. Сегодня мы с вами попробуем себя в роли настоящих ученых – исследователей: рассмотрим разные исторические источники, постараемся выявить особенности каждого из народов, которые в 17 веке вошли в состав российского государства.
Обратите внимание на карту России. Мы видим, что на протяжении столетия к территории государства были присоединены территории Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа.
Как вы думаете, ребята, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
Определение темы урока: Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Сверенного Кавказа в 17 веке.
Ребята, а как мы можем узнать о повседневной жизни людей, живших столько столетий назад?
Учащиеся: по источникам
Учитель: а какие бывают источники?
Вещественные
Письменные
(предметы быта, жилища, монеты, (хроники, документы, дневниковые записи, торговые документы и др. украшения, одежда и тд.)
Где можем найти и познакомиться с этими источниками? Разве мы с вами сейчас можем побывать в разных местах? Нам места, где уже хранятся эти источники. Как вы думаете, что я имею в виду?
В этом нам музеи: краеведческие, этнографические, художественные, архивы и библиотеки.
Значит, сегодня мы познакомимся с материалами, которые дадут нам представление о повседневной жизни народов России 17 в.
III Работа по теме урока