Культура русских княжеств в 12-13 веках12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров. Местные летописцы включали записи о погоде, о важнейших событиях, целые художественные повествования. Киевский летописный свод 1198., составленный игуменом Выдубецкого монастыря Моисеем. Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо. Новгородские летописи –внимание к событиям собственного города. Галицкая летопись 13 века. Составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование. выдающимся памятником лит-ры. «слово о полку Игореве». Повествует о разгроме северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185.. с нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема. «слово о погибели земли Русской».. литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев.Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали, произведения все утрачены во время нашествия. Особенно интересен «Звериный орнамент».. в отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей. Пишутся певческие книги. Наиболее ранее произведение – кондак – торжественное песнопение, посвященное памяти безвинно убиенных братьев Бориса и Глеба. Развивалось светское пение. На Руси особенно любили гулять. Скоморохи – первые древнерусские актеры. Играли на скоморошьих трубах, рожках. Свирелях, дружину приветствовали фанфары.Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи. Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений. Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь на Ниредице. В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей.Зодчество владимирской Руси – выдающееся культурное достояние, ставшее основой для возрождения после нашествия татар.1164 – золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры.1158 была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн. Андрея Успенский собор.. княжеская резиденция – Боголюбовский замок, храм покрова на Нерли. Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12века.в архитектуре 2-ой половины 12-23 веках характерно выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте. Церковь Петра и Павла – смоленское зодчество. Древнерусская живопись развивалась в 12-13 веках по двум направлениям – фрески и иконопись. Образцы фрескового искусства до нас не дошли, т.к. большинство храмов было сожжено и разрушено. Иконы сохранились лучше. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой. Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только сященослужители. Икона апостолов Петра и Павла Вседержитель. Суздальский Златые власы , ярославский нерукотворный, и Вседержитель,13 век, свидетельствуют об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека. В золотых власах похож на русичей.. среди ранних образов архангелов выделяется икона-жемчужина с изображением архангела Гавриила, - ангел златые власа.
Восста́ Tertium Bellum Servile, было единственным восстанием рабов, представлявшим прямую угрозу центральной . Окончательно подавлено в основном благодаря военным усилиям полководца В последующие годы оно продолжало оказывать косвенное воздействие на политику . Между 73 и 71 годами до н. э. группа беглых рабов — первоначально небольшая, примерно из 78 беглых — переросла в сообщество из более чем 120 000мужчин, женщин и детей, относительно безнаказанно перемещавшихся попод руководством нескольких лидеров, в том числе знаменитого гладиатора