Найдите положительные и отрицательные итоги реформации. итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. с одной стороны, католический мир, который объединял все народы западной европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирикимогли апеллировать к папе в качестве арбитра. с другой стороны, национальные церкви росту национального сознания народов европы. при этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей северной европы, которая до этого была как бы окраиной христианского мира — необходимость изучения библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них библию.провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в церковью, а гражданам — в государством.основным же достижением реформации стало то, что она значительно по смене старых феодальных отношений на новые капиталистические. стремление к , к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. в итоге протестантские государства начали опережать в развитии католические и православные. даже сама этика протестантов развитию .
1)В распространение Просвещения на белорусских землях большой вклад внес православный деятель Георгий Конисский (1717—1795). Его взгляды были глубоко религиозными. Вместе с тем он уважительно относился ко взглядам Коперника и Галилея. Речь Конисского в защиту прав диссидентов была переведена на европейские языки как пример защиты веротерпимости.
2)Философскую мысль представлял виленский профессор Казимир Нарбут (1738—1807). Он поддерживал реформы, которые проводились в Речи Посполитой, в частности, высказывал свое восхищение строительством Днепровско-Бугского канала, развитием мануфактур.
3)Европейскую популярность своими философскими работами получил Соломон Майман (около 1753—1800). Он был первым комментатором и критиком известного немецкого философа Иммануила Канта.
4)Сторонником физиократов был уроженец Брестчины Михал Карпович (1744—1803). Он получил образование в иезуитском коллегиуме, затем преподавал богословие и церковную историю. Михал Карпович одним из первых в ВКЛ начал критиковать крепостное право.
5)Развитие исторической науки связано с именем Матея Догеля (1715—1760). Опубликовал сборник документов «Дипломатический кодекс Королевства Польского и Великого Княжества Литовского». Собранные им материалы раскрывали историю внешней политики Польши, Литвы и Беларуси в XIII—XVIII вв.
6)Значительный вклад в развитие науки внес уроженец Гродненщины Мартин Почобут-Одляницкий (1728—1810).ОПоследний основал в Гродно первый в Беларуси ботанический сад. Коллекция состояла из растений, полученных из Страсбургского и Эдинбургского садов, даров известных ботаников. В ботаническом саду были экзотические и местные растения — более 2000 видов. н изучал планеты Солнечной системы, открыл неизвестное созвездие, определил географические координаты многих населенных пунктов Беларуси. На протяжении 23 лет Почобут-Одляницкий руководил Главной школой ВКЛ.