начале 20 века многие государства вступили в капитализм и достигли своей максимальной точки – империализм. Россия, в современной науке, в начале 20 века считается страной со слабым уровнем капитализма, совместно с Австро-Венгрией (высокий уровень был в Англии, Франции и США; слабое развитие капитализма было у Африки, Азии, Латинской Америки).
Показатели России:
1). Россия занимала 5-е место после США, Германии, Англии, Франции по совокупности дохода от промышленного производства (по уровню ВВП), но это 5-е место было формальным, т.к. у России был большой отрыв в промышленности, т.к. производили очень мало. Россия обогнала только Японию.
2). Продукция на душу населения: а). маленький доход на душу населения, хуже, чем в Испании и Италии; - в 1900 году =1/8 от США и 1/6 от Германии.
3). Военный потенциал был развит. Отставание было только от Англии, но по людям Россия была на 1 месте. Флот занимал 4-е место после Англии, США, Франции.
4). Уровень торговли находился на 6-м месте, а доля торговли была всего 4%.
5). Уровень просвещения и образованности был довольно на низком уровне. В Англии образованных было 90%, а в России – 30%. Затраты на образование составляли 2,1% от государственного бюджета (в н.в. такие затраты на образование были в 2006 году). Россия тратила на образование 21 копейку, а Англия – 3 рубля на 1 человека.
6). Продолжительность жизни населения в России – 30,5 лет (небольшая). Англия – 52 года, Франция и США – 50 лет.
7). Уровень жизни в России: 6 автомобилей на 100 тыс. человек, а в США – 13 на 1 тыс. человек, во Фр. – 2 авто на 1 тыс. чел. В России приходилось 19 телефонов на 100 тыс. человек, а в США – 10 телефонов и в Германии 2 телефона на 1 тыс. человек.
Административно-территориальное деление России:
Была крупной державой. Протяжённость границ – 69 тыс. кв. км., из них 19 тыс. граница на суше. По территории занимала 1-е место в Мире (1900 г.). Административно-территориальное деление сформировалось ещё при Екатерине II. Было 97 крупных А.-Т. делений, из них: - 78 губерний; - 18 областей и отдельно остров Сахалин. Была 3-х звенная формула: Губерния-Уезд-Волость.
Масштабные изменения начались с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции». Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности.
Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.
Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.
На фоне жесткой политической борьбы в этот период начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.
Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Обостряются межнациональные отношения. Многие культурные и политические деятели говорят, что перестройка изжила себя.
Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.
начале 20 века многие государства вступили в капитализм и достигли своей максимальной точки – империализм. Россия, в современной науке, в начале 20 века считается страной со слабым уровнем капитализма, совместно с Австро-Венгрией (высокий уровень был в Англии, Франции и США; слабое развитие капитализма было у Африки, Азии, Латинской Америки).
Показатели России:
1). Россия занимала 5-е место после США, Германии, Англии, Франции по совокупности дохода от промышленного производства (по уровню ВВП), но это 5-е место было формальным, т.к. у России был большой отрыв в промышленности, т.к. производили очень мало. Россия обогнала только Японию.
2). Продукция на душу населения: а). маленький доход на душу населения, хуже, чем в Испании и Италии; - в 1900 году =1/8 от США и 1/6 от Германии.
3). Военный потенциал был развит. Отставание было только от Англии, но по людям Россия была на 1 месте. Флот занимал 4-е место после Англии, США, Франции.
4). Уровень торговли находился на 6-м месте, а доля торговли была всего 4%.
5). Уровень просвещения и образованности был довольно на низком уровне. В Англии образованных было 90%, а в России – 30%. Затраты на образование составляли 2,1% от государственного бюджета (в н.в. такие затраты на образование были в 2006 году). Россия тратила на образование 21 копейку, а Англия – 3 рубля на 1 человека.
6). Продолжительность жизни населения в России – 30,5 лет (небольшая). Англия – 52 года, Франция и США – 50 лет.
7). Уровень жизни в России: 6 автомобилей на 100 тыс. человек, а в США – 13 на 1 тыс. человек, во Фр. – 2 авто на 1 тыс. чел. В России приходилось 19 телефонов на 100 тыс. человек, а в США – 10 телефонов и в Германии 2 телефона на 1 тыс. человек.
Административно-территориальное деление России:
Была крупной державой. Протяжённость границ – 69 тыс. кв. км., из них 19 тыс. граница на суше. По территории занимала 1-е место в Мире (1900 г.). Административно-территориальное деление сформировалось ещё при Екатерине II. Было 97 крупных А.-Т. делений, из них: - 78 губерний; - 18 областей и отдельно остров Сахалин. Была 3-х звенная формула: Губерния-Уезд-Волость.
Духовное ведомство делилось на 62 епархии.
Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.
Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.
На фоне жесткой политической борьбы в этот период начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.
Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Обостряются межнациональные отношения. Многие культурные и политические деятели говорят, что перестройка изжила себя.
Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.