В отличие от Афин Рим не создал высокой культуры в период своего становления и процветания в качестве города-государства. Об этой эпохе его культурного развития мы знаем в основном лишь из сообщений позднейших авторов, рассматривавших своего родного города под неким определенным углом зрепия и стремившихся доказать, что Рим достиг господства сперва над Италией, а затем и над остальными подчиненными им странами благодаря исключительным моральным качествам своих граждан: мужеству, дисциплинированности, воздержанности, свободолюбию, высокому понятию о долге, уважению к божеским и человеческим законам, а главное — беззаветной преданности отечеству, ради которого граждане не щадили ни трудов, ни детей, ни жизни. Целая галерея иллюстрирующих этот идеал образов украшала раннюю римскую историю: основатель республики и первый консул Луций Юний Брут, осудивший на смерть своих сыновей, замешанных в заговоре в пользу изгнанного царя Тарквиния; Муций Сцевола, пробравшийся в лагерь осаждавшего Рим этрусского царя Порсены с целью его убить и, будучи пойманным, сжегший на костре руку в доказательство стойкости римлян, и др.
Мы не знаем ни когда сложились эти предания, ни какое зерно истины они содержат. Но, несомненно, они отражают мировоззрение граждан древнейшего Рима, для которых их родной город с его народными собраниями, сенатом, магистратами, богами, за конами, обычаями и традициями был высшей ценностью, высшей инстанцией одобрения и осуждения.
У римлян не было похожей на греческую развитой мифологии со стройной системой представлений о сотворении мира и человека, взаимоотношениях и установлениях богов. Их религиозные воззрения долгое время определялись представлением о присущих всем предметам, процессам и явлениям внутренних силах, безличных и неопределенных, часто мыслившихся как множественности. Таковы были души умерших — маны (благодетельные души предков-покровителей — лары и зловредные тени не погребенных Должным образом покойников — ларвы); хранители отдельного Дома и всего города — пенаты. Множествен, видимо, был первоначально и важнейший из древнеиталийских богов — Марс, олицетворявший некогда силы дикой природы и территории, лежавшей за священной границей города.
Местное население Рима , группа людей на многие права
Объяснение:
Территория и население
Древнейшим населением Апеннинского п-ова были лигуры, которых затем пришлые индоевропейские племена (италики, иллирийцы и греки) вытеснили на северо-запад полуострова. К сер. 1-го тыс. в этнич. плане Древняя Италия представляла собой конгломерат разл. племён: на севере, на склонах Альп и Апеннин, и на северо-западе обитали лигуры, в Паданской долине обосновались кельты, в Ср. Италии жили этруски (обл. Этрурия), умбры (Умбрия), латины осели в районе Лация, который окружали земли сабинов, эквов, герников и вольсков. Самний заселили самниты и сабеллы. В юж. областях проживали племена осков и япигов. Осн. население о. Сицилия составили сикулы и сиканы, а с 9 в. до н. э. там поселились финикийцы. В 8 в. до н. э. началась греч. колонизация Сицилии, Юж. Италии и Кампании.
Р. Д. возник как город на р. Тибр, разделявшей Лаций и Этрурию. Основу рим. народа квиритов составили общины латинов, проживавших на Палатине и соседних холмах. В генезисе рим. народа приняли участие также этруски, особенно после завоевания римлянами части правого берега Тибра. Согласно поздней историч. традиции, на Квиринале обитала община сабинов, однако, по всей видимости, она сложилась только после покорения этого народа в 3 в. до н. э. К кон. 6 в. до н. э. Р. Д. стал крупнейшим городом Лация, пл. ок. 300 га и с населением ок. 35 тыс. чел. К сер. 4 в. до н. э. число граждан выросло приблизительно до 350 тыс. чел. Покорение этрусков, самнитов, умбров, пиценов и др. племён привело к их романизации, в результате которой к 1 в. до н. э. сложилась единая италийская народность, языком которой стала латынь.
Подчинение территории всего Апеннинского п-ова, а затем Сицилии, Галлии, Испании, островов Сардиния и Корсика в 3 в. до н. э. привело к созданию на присоединённых территориях римских провинций, население которых подвергалось разл. степени романизации (распространение рим. форм политич., экономич. жизни, культуры и т. д.). Перед 2-й Пунической войной (см. Пунические войны) население Италии (к югу от р. По) насчитывало ок. 4 млн. чел., из них римлян – ок. 1245 тыс. чел.
В течение 2–1 вв. до н. э. б. ч. Средиземноморья стала рим. провинциями. На западе были покорены лузитаны, кельтиберы, галлы, на востоке – иллирийцы, греки, македоняне, народы Малой Азии, Сирии, Сев. Африки и Египта. В 125 насчитывалось 395 тыс. мужчин-граждан, в 86 – 463 тыс., в 70 – 910 тыс., а по цензам 28 и 8 – 4063 тыс. и 4233 тыс. соответственно. Население города Рим при Августе оценивается в 800–1200 тыс. чел. К рубежу н. э. всё население рим. гос-ва составляло от 40 до 56 млн. чел. (из них в Европе 18–31 млн. чел., в Азии 16–19,5 млн. чел., в Сев. Африке 5–11,5 млн. чел.).
Первые 2 века н. э. население Рим. империи росло за счёт завоеваний. В Испании были покорены астуры и кантабры, завоёвана почти вся Британия до границ Шотландии, подчинены все галльские и герм. племена к западу от р. Рейн, племена иллирийцев, славян и фракийцев, составивших население провинций Дунайского региона. При имп. Траяне подчинены даки. В состав империи также были включены Каппадокия и Иудея. В 115–116 Траян захватил Месопотамию до побережья Персидского зал., образовав 3 провинции: Армения, Ассирия и Месопотамия. Однако поддержки эллинизированного и греч. населения городов Месопотамии оказалось недостаточно, и Траян был вынужден вывести войска за р. Евфрат. По цензу Августа в 14 насчитывалось 4937 тыс. граждан, а при Клавдии в 47 – 5984 тыс. чел. из общего населения порядка 45–55 млн. чел., проживавшего на пл. 3339,5 тыс. км2. При Траяне население империи выросло примерно до 70 млн. чел., однако в результате эпидемий вновь сократилось.
В 4 в. численность населения составила ок. 56 млн. чел., из них 22 млн. чел. проживали в зап. части Империи (пл. 2364 тыс. км2), 34 млн. чел. – в восточной (пл. 975,5 тыс. км2).
В отличие от Афин Рим не создал высокой культуры в период своего становления и процветания в качестве города-государства. Об этой эпохе его культурного развития мы знаем в основном лишь из сообщений позднейших авторов, рассматривавших своего родного города под неким определенным углом зрепия и стремившихся доказать, что Рим достиг господства сперва над Италией, а затем и над остальными подчиненными им странами благодаря исключительным моральным качествам своих граждан: мужеству, дисциплинированности, воздержанности, свободолюбию, высокому понятию о долге, уважению к божеским и человеческим законам, а главное — беззаветной преданности отечеству, ради которого граждане не щадили ни трудов, ни детей, ни жизни. Целая галерея иллюстрирующих этот идеал образов украшала раннюю римскую историю: основатель республики и первый консул Луций Юний Брут, осудивший на смерть своих сыновей, замешанных в заговоре в пользу изгнанного царя Тарквиния; Муций Сцевола, пробравшийся в лагерь осаждавшего Рим этрусского царя Порсены с целью его убить и, будучи пойманным, сжегший на костре руку в доказательство стойкости римлян, и др.
Мы не знаем ни когда сложились эти предания, ни какое зерно истины они содержат. Но, несомненно, они отражают мировоззрение граждан древнейшего Рима, для которых их родной город с его народными собраниями, сенатом, магистратами, богами, за конами, обычаями и традициями был высшей ценностью, высшей инстанцией одобрения и осуждения.
У римлян не было похожей на греческую развитой мифологии со стройной системой представлений о сотворении мира и человека, взаимоотношениях и установлениях богов. Их религиозные воззрения долгое время определялись представлением о присущих всем предметам, процессам и явлениям внутренних силах, безличных и неопределенных, часто мыслившихся как множественности. Таковы были души умерших — маны (благодетельные души предков-покровителей — лары и зловредные тени не погребенных Должным образом покойников — ларвы); хранители отдельного Дома и всего города — пенаты. Множествен, видимо, был первоначально и важнейший из древнеиталийских богов — Марс, олицетворявший некогда силы дикой природы и территории, лежавшей за священной границей города.
Местное население Рима , группа людей на многие права
Объяснение:
Территория и население
Древнейшим населением Апеннинского п-ова были лигуры, которых затем пришлые индоевропейские племена (италики, иллирийцы и греки) вытеснили на северо-запад полуострова. К сер. 1-го тыс. в этнич. плане Древняя Италия представляла собой конгломерат разл. племён: на севере, на склонах Альп и Апеннин, и на северо-западе обитали лигуры, в Паданской долине обосновались кельты, в Ср. Италии жили этруски (обл. Этрурия), умбры (Умбрия), латины осели в районе Лация, который окружали земли сабинов, эквов, герников и вольсков. Самний заселили самниты и сабеллы. В юж. областях проживали племена осков и япигов. Осн. население о. Сицилия составили сикулы и сиканы, а с 9 в. до н. э. там поселились финикийцы. В 8 в. до н. э. началась греч. колонизация Сицилии, Юж. Италии и Кампании.
Р. Д. возник как город на р. Тибр, разделявшей Лаций и Этрурию. Основу рим. народа квиритов составили общины латинов, проживавших на Палатине и соседних холмах. В генезисе рим. народа приняли участие также этруски, особенно после завоевания римлянами части правого берега Тибра. Согласно поздней историч. традиции, на Квиринале обитала община сабинов, однако, по всей видимости, она сложилась только после покорения этого народа в 3 в. до н. э. К кон. 6 в. до н. э. Р. Д. стал крупнейшим городом Лация, пл. ок. 300 га и с населением ок. 35 тыс. чел. К сер. 4 в. до н. э. число граждан выросло приблизительно до 350 тыс. чел. Покорение этрусков, самнитов, умбров, пиценов и др. племён привело к их романизации, в результате которой к 1 в. до н. э. сложилась единая италийская народность, языком которой стала латынь.
Подчинение территории всего Апеннинского п-ова, а затем Сицилии, Галлии, Испании, островов Сардиния и Корсика в 3 в. до н. э. привело к созданию на присоединённых территориях римских провинций, население которых подвергалось разл. степени романизации (распространение рим. форм политич., экономич. жизни, культуры и т. д.). Перед 2-й Пунической войной (см. Пунические войны) население Италии (к югу от р. По) насчитывало ок. 4 млн. чел., из них римлян – ок. 1245 тыс. чел.
В течение 2–1 вв. до н. э. б. ч. Средиземноморья стала рим. провинциями. На западе были покорены лузитаны, кельтиберы, галлы, на востоке – иллирийцы, греки, македоняне, народы Малой Азии, Сирии, Сев. Африки и Египта. В 125 насчитывалось 395 тыс. мужчин-граждан, в 86 – 463 тыс., в 70 – 910 тыс., а по цензам 28 и 8 – 4063 тыс. и 4233 тыс. соответственно. Население города Рим при Августе оценивается в 800–1200 тыс. чел. К рубежу н. э. всё население рим. гос-ва составляло от 40 до 56 млн. чел. (из них в Европе 18–31 млн. чел., в Азии 16–19,5 млн. чел., в Сев. Африке 5–11,5 млн. чел.).
Первые 2 века н. э. население Рим. империи росло за счёт завоеваний. В Испании были покорены астуры и кантабры, завоёвана почти вся Британия до границ Шотландии, подчинены все галльские и герм. племена к западу от р. Рейн, племена иллирийцев, славян и фракийцев, составивших население провинций Дунайского региона. При имп. Траяне подчинены даки. В состав империи также были включены Каппадокия и Иудея. В 115–116 Траян захватил Месопотамию до побережья Персидского зал., образовав 3 провинции: Армения, Ассирия и Месопотамия. Однако поддержки эллинизированного и греч. населения городов Месопотамии оказалось недостаточно, и Траян был вынужден вывести войска за р. Евфрат. По цензу Августа в 14 насчитывалось 4937 тыс. граждан, а при Клавдии в 47 – 5984 тыс. чел. из общего населения порядка 45–55 млн. чел., проживавшего на пл. 3339,5 тыс. км2. При Траяне население империи выросло примерно до 70 млн. чел., однако в результате эпидемий вновь сократилось.
В 4 в. численность населения составила ок. 56 млн. чел., из них 22 млн. чел. проживали в зап. части Империи (пл. 2364 тыс. км2), 34 млн. чел. – в восточной (пл. 975,5 тыс. км2).