Основные черты исторического развития Древнего Востока. Древний Восток охватывает территории двух континентов — Азии и Северной Африки. Однако это понятие не географическое, а цивилизационное, историко-культурное, социополитическое.
При разнообразии народов, регионов, стран Древнего Востока в их истории можно усмотреть фундаментальную основу и общие черты, которые позволяют говорить о Древнем Востоке как об историческом единстве, общечеловеческой цельности, которая отличает Древний Восток от другой историко-цивилизационной общности — Запада, также зародившейся в древности. История начинается на Востоке, здесь возникли первые государства, первые цивилизации. Расхожим является утверждение, что на Востоке господствовала традиция, делавшая древневосточные общества «неповоротливыми» в социополитическом плане, маловосприимчивыми к разного рода новациям. Конкретная история Древнего Востока показывает, что там происходило развитие социополитических структур, менялись формы государства, экономической жизни, чередовались эпохи интеграции и дезинтеграции цивилизаций и культур. Тем не менее можно констатировать наличие таких общих исторических характеристик, как: — устойчивость основ экономики, носившей традиционалистский характер, стабильность форм социально-экономических укладов; — возникновение и повсеместное распространение особых отношений собственности, неразрывно связанных с властью (власть-собственность); особые полномочия власти в сфере распределения и перераспределения; — сакрализация фигуры правителя, сосредоточение в его руках неограниченной власти, освященной божественными установлениями; — государство в форме восточной деспотии, проникающее во все сферы жизни подданных, создавшее мощный административно-бюрократический аппарат управления и подавления; — отсутствие личной свободы; жизнь всех подданных государства-деспотии, независимо от социального положения, безраздельно принадлежала государству и олицетворявшему его правителю; это порождало «рабское самоощущение» у подданных; — важная роль общины в хозяйственной жизни; общинники были основными производителями материального богатства, которое перераспределялось властью; — существование сильных коллективистских начал; сложные и трудоемкие ирригационные работы, строительство грандиозных сооружений требовали объединения массы работников, создания больших трудовых коллективов; совместный труд питал коллективистское сознание; — духовные устремления людей на Древнем Востоке определялись религией и мифом. Они не знали преобразующей человека рефлексии, форм осмысления и осознания собственного мышления и существования. Цивилизации Древнего Востока после изначальных грандиозных культурных прорывов в течение тысячелетий воспроизводили собственные цивилизационно-культурные основания, конечно, углубляя и расцвечивая их.
Основные черты исторического развития Древнего Востока. Древний Восток охватывает территории двух континентов — Азии и Северной Африки. Однако это понятие не географическое, а цивилизационное, историко-культурное, социополитическое.
При разнообразии народов, регионов, стран Древнего Востока в их истории можно усмотреть фундаментальную основу и общие черты, которые позволяют говорить о Древнем Востоке как об историческом единстве, общечеловеческой цельности, которая отличает Древний Восток от другой историко-цивилизационной общности — Запада, также зародившейся в древности.
История начинается на Востоке, здесь возникли первые государства, первые цивилизации. Расхожим является утверждение, что на Востоке господствовала традиция, делавшая древневосточные общества «неповоротливыми» в социополитическом плане, маловосприимчивыми к разного рода новациям. Конкретная история Древнего Востока показывает, что там происходило развитие социополитических структур, менялись формы государства, экономической жизни, чередовались эпохи интеграции и дезинтеграции цивилизаций и культур.
Тем не менее можно констатировать наличие таких общих исторических характеристик, как:
— устойчивость основ экономики, носившей традиционалистский характер, стабильность форм социально-экономических укладов;
— возникновение и повсеместное распространение особых отношений собственности, неразрывно связанных с властью (власть-собственность); особые полномочия власти в сфере распределения и перераспределения;
— сакрализация фигуры правителя, сосредоточение в его руках неограниченной власти, освященной божественными установлениями;
— государство в форме восточной деспотии, проникающее во все сферы жизни подданных, создавшее мощный административно-бюрократический аппарат управления и подавления;
— отсутствие личной свободы; жизнь всех подданных государства-деспотии, независимо от социального положения, безраздельно принадлежала государству и олицетворявшему его правителю; это порождало «рабское самоощущение» у подданных; — важная роль общины в хозяйственной жизни; общинники были основными производителями материального богатства, которое перераспределялось властью;
— существование сильных коллективистских начал; сложные и трудоемкие ирригационные работы, строительство грандиозных сооружений требовали объединения массы работников, создания больших трудовых коллективов; совместный труд питал коллективистское сознание;
— духовные устремления людей на Древнем Востоке определялись религией и мифом. Они не знали преобразующей человека рефлексии, форм осмысления и осознания собственного мышления и существования. Цивилизации Древнего Востока после изначальных грандиозных культурных прорывов в течение тысячелетий воспроизводили собственные цивилизационно-культурные основания, конечно, углубляя и расцвечивая их.