Калакорейш был одним из влиятельных населенных пунктов. Здесь в XI - XII вв. была построена превосходная мечеть со штуковым михрабом. Это был один из старинных идеологических и политических центров Хайдака, столица этого крупного владения вплоть до XVI в., когда столица была перенесена в Маджалис. В селении сохранились также полуцилиндрические (саркофагообразные) надгробья с куфическими надписями. Ибн Русте писал, что от крепости царя Серира «проходит дорога, по которой можно выехать из Серира по высоким горам и многочисленным лесам и на расстоянии 12 перегонов достичь города называемого Хайдан… царь которого зовется Андзар-Нарса». Возможно, что в данном случае речь идет о Калакорейше. Один из местных правителей назывался «владелец Кала Курайш Ах.с.б.р., сын Хиздана», как об этом сообщает надпись конца XIII – начала XIV в. на плите внутри здания мечети. За пределами собственно Кайтага был ряд самостоятельных политических единиц. К их числу в X-XII вв. относились Зерехгеран, Шандан, Филан, Зуклан, Карах. В X-XII вв. наблюдается рост политического и экономического влияния Зерехгерана, жители которого говорили на кубачинском языке. Согласно преданию, столица государства – селение Кубачи – образовалось из слияния семи населенных пунктов, в том числе и Угбугла ше, т.е. «аул кубачинцев». Одно из таких селений, а именно Анчибачи, упоминается еще в начале XIV в. Отсюда можно заключить, что объединение отдельных селений с Кубачи завершилось примерно в XIV в. Зерехгеран с самого начала своего существования выступает как союз этих селений под властью одного из них, впоследствии известного как Кубачи. В Х в. Зерехгеран упоминается арабскими географами как политическое образование, связанное с Дербентом торговыми путями. Ал-Масуди писал, что «в сторону Сарира и гор владения Зарикаран… Их страна гористая, и это защищает их от соседей». В XII в. это владение, несмотря на сравнительно небольшую территорию, представляло внушительную силу, примерно в 20-х годах этого столетия зерехгераны отразили нападение войск дербентского эмира и его союзников, а затем и поход многочисленного отряда из Ширвана. «Рассказывают, что владелец Ширвана – а он был могущественным маликом, сильным и мощным – пошел однажды на них, сильно желая подчинить их, но его постигло то же, что и дербентцев. Вследствие этого правители воздержались от походов на них», так пишет арабский автор Закария ал-Казвини о последнем событии. Как писал Абу Хамид ал-Гарнати, «недалеко от Дербента есть большая гора, у подножия которой два селения; в них живет народность, которую называют зирихгаран, то есть бронники». Шандан, Филан, Зуклан, Карах – эти государства неоднократно фигурируют в связи с событиями IX–XI вв. Впервые Шандан упомянут в «Истории Ширвана и Дербенда» в 886 г., когда правитель Дербента «напал на Шандан и покорил принадлежащие ей Д.нк.с. и III . шли». В 909 г. этот же правитель вместе с ширваншахом с 10-тысячным отрядом «повел исламский набег на Шандан, но мусульмане были разбиты, и оба эмира попали в плен». Военные походы эмира Дербента последовали также в 936 и 1040 гг. автор «Истории Ширвана и Дербенда» писал о шанданцах: «Среди племен неверных в пограничной области ал-Баба злейшим врагом мусульман был народ Шандана». В вопросе локализации Шандана у исследователей нет единого мнения. Наиболее вероятным можно считать, что в Х- XI вв. он уже объединял территорию двух или трех независимых княжеств (в том числе и Филана) и занимал сравнительно значительную территорию в составе земель, известных впоследствии под названием Акуша-Дарго (современные Акушинский, частично Левашинский и Дахадаевский районы), а также междуречья Гамриозень и Артозень в их верхнем и среднем течении. Последнее упоминание Шандана относится к 1040 г. Очевидно, во второй половине XI в., он утратил свое политическое значение. К XII-ХIII в. относится возникновение союза верхнедаргинских сельских обществ, и это, возможно, взаимосвязанные события. В Х в. неоднократно упоминается царство Филан, первые сведения о котором восходят к VI в., когда Хосров Ануширван «определил царей» Серира, Филана, Табасарана, Лакза, Масхата, Лирана, Ширвана.
Ибн Русте писал, что от крепости царя Серира «проходит дорога, по которой можно выехать из Серира по высоким горам и многочисленным лесам и на расстоянии 12 перегонов достичь города называемого Хайдан… царь которого зовется Андзар-Нарса». Возможно, что в данном случае речь идет о Калакорейше. Один из местных правителей назывался «владелец Кала Курайш Ах.с.б.р., сын Хиздана», как об этом сообщает надпись конца XIII – начала XIV в. на плите внутри здания мечети.
За пределами собственно Кайтага был ряд самостоятельных политических единиц. К их числу в X-XII вв. относились Зерехгеран, Шандан, Филан, Зуклан, Карах.
В X-XII вв. наблюдается рост политического и экономического влияния Зерехгерана, жители которого говорили на кубачинском языке. Согласно преданию, столица государства – селение Кубачи – образовалось из слияния семи населенных пунктов, в том числе и Угбугла ше, т.е. «аул кубачинцев». Одно из таких селений, а именно Анчибачи, упоминается еще в начале XIV в. Отсюда можно заключить, что объединение отдельных селений с Кубачи завершилось примерно в XIV в.
Зерехгеран с самого начала своего существования выступает как союз этих селений под властью одного из них, впоследствии известного как Кубачи.
В Х в. Зерехгеран упоминается арабскими географами как политическое образование, связанное с Дербентом торговыми путями. Ал-Масуди писал, что «в сторону Сарира и гор владения Зарикаран… Их страна гористая, и это защищает их от соседей». В XII в. это владение, несмотря на сравнительно небольшую территорию, представляло внушительную силу, примерно в 20-х годах этого столетия зерехгераны отразили нападение войск дербентского эмира и его союзников, а затем и поход многочисленного отряда из Ширвана. «Рассказывают, что владелец Ширвана – а он был могущественным маликом, сильным и мощным – пошел однажды на них, сильно желая подчинить их, но его постигло то же, что и дербентцев. Вследствие этого правители воздержались от походов на них», так пишет арабский автор Закария ал-Казвини о последнем событии. Как писал Абу Хамид ал-Гарнати, «недалеко от Дербента есть большая гора, у подножия которой два селения; в них живет народность, которую называют зирихгаран, то есть бронники».
Шандан, Филан, Зуклан, Карах – эти государства неоднократно фигурируют в связи с событиями IX–XI вв. Впервые Шандан упомянут в «Истории Ширвана и Дербенда» в 886 г., когда правитель Дербента «напал на Шандан и покорил принадлежащие ей Д.нк.с. и III . шли». В 909 г. этот же правитель вместе с ширваншахом с 10-тысячным отрядом «повел исламский набег на Шандан, но мусульмане были разбиты, и оба эмира попали в плен».
Военные походы эмира Дербента последовали также в 936 и 1040 гг. автор «Истории Ширвана и Дербенда» писал о шанданцах: «Среди племен неверных в пограничной области ал-Баба злейшим врагом мусульман был народ Шандана».
В вопросе локализации Шандана у исследователей нет единого мнения. Наиболее вероятным можно считать, что в Х- XI вв. он уже объединял территорию двух или трех независимых княжеств (в том числе и Филана) и занимал сравнительно значительную территорию в составе земель, известных впоследствии под названием Акуша-Дарго (современные Акушинский, частично Левашинский и Дахадаевский районы), а также междуречья Гамриозень и Артозень в их верхнем и среднем течении.
Последнее упоминание Шандана относится к 1040 г. Очевидно, во второй половине XI в., он утратил свое политическое значение. К XII-ХIII в. относится возникновение союза верхнедаргинских сельских обществ, и это, возможно, взаимосвязанные события.
В Х в. неоднократно упоминается царство Филан, первые сведения о котором восходят к VI в., когда Хосров Ануширван «определил царей» Серира, Филана, Табасарана, Лакза, Масхата, Лирана, Ширвана.