Рабами становились не только чужеземцы, попавшие в плен. Некоторым общинникам не везло. Их поля могли вытоптать дикие животные, размыть ручьи. Скот мог погибнуть от болезней или хищников. Такая беда грозила семье голодной смертью, и ждать было неоткуда. Тогда общинники просили знатных и богатых соседей - вождей, старейшин, жрецов. Знатные люди охотно давали в долг зерно и скот. Но когда приходил срок возврата, должник был обязан отдать больше, чем брал. Это была приплата “за доброту”, за то, что должника выручили из беды.
Если должник не мог вернуть занятого, у него отбирали землю и скот в счет долгов. Такие семьи, лишившись всего, не знали, как прожить. Обнищавшие общинники снова брали у знатных в долг и обещали за это отработать на полях знати. Но и это не удавалось. За долги у них отнимали хижины, брали в рабство детей и порабощали самих. С такими рабами обращались немного лучше,чем с чужеземцами, и их судьба тоже была нелегкой.
Постепенно на рабов переложили самую тяжелую и грязную работу. Их нещадно угнетали. Но теперь хозяева были гораздо свободнее, у них было время для наблюдений за природой, для занятий искусством.
Двуречье. Страну, где в древности жили шумеры и акадцы обычно называют Двуречьем, потому что свои деревни и города они строили по берегам двух больших рек — Тигра и Евфрата. Теперь там находится государство Ирак.
Тепло, вода, плодородная почва и трудолюбие жителей уже в глубокой древности превратили Двуречье в цветущий сад. Шумеры и аккадцы были не только трудолюбивы, но и необыкновенно изобретательны. В их стране не было ни камня, ни металла, ни дерева — одна глина. Эти великие труженики и изобретатели научились делать из глины всё: и детские игрушки, и храмы, и дворцы, и дороги. Они даже... писали на ней.
Рабами становились не только чужеземцы, попавшие в плен. Некоторым общинникам не везло. Их поля могли вытоптать дикие животные, размыть ручьи. Скот мог погибнуть от болезней или хищников. Такая беда грозила семье голодной смертью, и ждать было неоткуда. Тогда общинники просили знатных и богатых соседей - вождей, старейшин, жрецов. Знатные люди охотно давали в долг зерно и скот. Но когда приходил срок возврата, должник был обязан отдать больше, чем брал. Это была приплата “за доброту”, за то, что должника выручили из беды.
Если должник не мог вернуть занятого, у него отбирали землю и скот в счет долгов. Такие семьи, лишившись всего, не знали, как прожить. Обнищавшие общинники снова брали у знатных в долг и обещали за это отработать на полях знати. Но и это не удавалось. За долги у них отнимали хижины, брали в рабство детей и порабощали самих. С такими рабами обращались немного лучше,чем с чужеземцами, и их судьба тоже была нелегкой.
Постепенно на рабов переложили самую тяжелую и грязную работу. Их нещадно угнетали. Но теперь хозяева были гораздо свободнее, у них было время для наблюдений за природой, для занятий искусством.
Двуречье. Страну, где в древности жили шумеры и акадцы обычно называют Двуречьем, потому что свои деревни и города они строили по берегам двух больших рек — Тигра и Евфрата. Теперь там находится государство Ирак.
Тепло, вода, плодородная почва и трудолюбие жителей уже в глубокой древности превратили Двуречье в цветущий сад. Шумеры и аккадцы были не только трудолюбивы, но и необыкновенно изобретательны. В их стране не было ни камня, ни металла, ни дерева — одна глина. Эти великие труженики и изобретатели научились делать из глины всё: и детские игрушки, и храмы, и дворцы, и дороги. Они даже... писали на ней.