Белые правительства не выступали открыто за возвращение к старым порядкам. Они выдвинули лозунг непредрешённости будущего общественного строя России, который должны были определить Учредительное собрание или Земский собор. Признавая необходимость решения аграрного и рабочего вопросов, белые правительства пытались разрабатывать компромиссные законопроекты. Однако в целом им так и не удалось выработать чёткой позиции по этим и другим острейшим проблемам.
Законодательство правительства Колчака не предусматривало радикального разрешения аграрного вопроса и откладывало его до окончания Гражданской войны. Декреты советской власти объявлялись незаконными. Происшедшее за годы революции перераспределение земли юридически не закреплялось.
Правительство Деникина в марте 1919 г. опубликовало проект земельной реформы. Речь шла о сохранении за собственниками прав на землю, установлении для каждой местности тех или иных земельных норм и переходе остальной земли к малоземельным «путём добровольных соглашений или путём принудительного отчуждения, но и обязательно за плату». Окончательное решение земельного вопроса отодвигалось до полной победы над большевизмом и возлагалось на будущее Законодательное собрание. Пока же правительство Юга России потребовало предоставить владельцам захваченных земель третью часть всего урожая. Некоторые представители деникинской администрации пошли ещё дальше, начав возвращать изгнанным помещикам их земли и усадьбы.
Белые правители Севера России издали указ, по которому помещикам возвращался весь засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь. Пашня осталась за крестьянами до решения земельного вопроса Учредительным собранием. Но в условиях Севера наиболее ценными были покосы, поэтому крестьяне оказывались в зависимости от помещиков.
Таким образом, все белые правительства фактически аннулировали земельные приобретения крестьян, полученные на основе Декрета о земле. Поэтому белые очень быстро лишились симпатий крестьян, которые из двух зол — продразвёрстки и возвращения помещиков — выбирали первое.
Другим важным фактором перемены политических настроений крестьянства стала практика обеспечения белых армий продовольствием и фуражом. Не имея возможности централизованного снабжения своих армий, белые правительства перешли к практике самообеспечения. Каждое воинское подразделение самостоятельно определяло необходимое ему количество продовольствия и изымало его у крестьян. Насильственные реквизиции крестьяне воспринимали намного болезненнее, нежели действия большевистских продотрядов.
Однако «Полярная звезда» выходила редко - не чаще одного раза в год. «Между тем,- писал Герцен,- события в России несутся быстро, их надо ловить на лету, обслуживать тотчас». Стремясь удовлетворить новые потребности русского общества, Герцен с 1 июля 1857 г. начал издание газеты «Колокол», сначала выходившей раз в месяц, затем - два раза в месяц, а в иные годы - еженедельно.«Колокол» приобрёл огромное влияние, сыграв исключительную роль в революционной истории России. Герцену пересылалось со всех концов страны множество различных материалоз, разоблачавших язвы и уродства русской жизни. «Мы - крик русского народа, битого полицией, засекаемого помещиками»,- так сам Герцен определял значение «Колокола». «Колокол», по словам В. И. Ленина, «встал горой за освобождение крестьян»; его читали повсюду, от царского дворца до глухих уголков провинции, одни со страхом и ненавистью, другие с радостью и восторгом. «Я впервые увидел эту газету и благоговейно поцеловал её»,- записал в своём дневнике Т. Г. Шевченко.
Белые правительства не выступали открыто за возвращение к старым порядкам. Они выдвинули лозунг непредрешённости будущего общественного строя России, который должны были определить Учредительное собрание или Земский собор. Признавая необходимость решения аграрного и рабочего вопросов, белые правительства пытались разрабатывать компромиссные законопроекты. Однако в целом им так и не удалось выработать чёткой позиции по этим и другим острейшим проблемам.
Законодательство правительства Колчака не предусматривало радикального разрешения аграрного вопроса и откладывало его до окончания Гражданской войны. Декреты советской власти объявлялись незаконными. Происшедшее за годы революции перераспределение земли юридически не закреплялось.
Правительство Деникина в марте 1919 г. опубликовало проект земельной реформы. Речь шла о сохранении за собственниками прав на землю, установлении для каждой местности тех или иных земельных норм и переходе остальной земли к малоземельным «путём добровольных соглашений или путём принудительного отчуждения, но и обязательно за плату». Окончательное решение земельного вопроса отодвигалось до полной победы над большевизмом и возлагалось на будущее Законодательное собрание. Пока же правительство Юга России потребовало предоставить владельцам захваченных земель третью часть всего урожая. Некоторые представители деникинской администрации пошли ещё дальше, начав возвращать изгнанным помещикам их земли и усадьбы.
Белые правители Севера России издали указ, по которому помещикам возвращался весь засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь. Пашня осталась за крестьянами до решения земельного вопроса Учредительным собранием. Но в условиях Севера наиболее ценными были покосы, поэтому крестьяне оказывались в зависимости от помещиков.
Таким образом, все белые правительства фактически аннулировали земельные приобретения крестьян, полученные на основе Декрета о земле. Поэтому белые очень быстро лишились симпатий крестьян, которые из двух зол — продразвёрстки и возвращения помещиков — выбирали первое.
Другим важным фактором перемены политических настроений крестьянства стала практика обеспечения белых армий продовольствием и фуражом. Не имея возможности централизованного снабжения своих армий, белые правительства перешли к практике самообеспечения. Каждое воинское подразделение самостоятельно определяло необходимое ему количество продовольствия и изымало его у крестьян. Насильственные реквизиции крестьяне воспринимали намного болезненнее, нежели действия большевистских продотрядов.