Назовите три важных достижения в Казахстане, Индустриализация.
Курс на индустриализацию провозгласила в 1026 г XIV партийная коня
ференция
Цели индустриализации
Индустриализация - ато процесс
со Дания крупного машинного прои
водства в промышленности и других
отраслях хозяйства как основы эко-
нотки,
Пантация геоино акономерно от
есте с
Я. Ромас
Утро первой пятилетки
Верных ответов: 3
Казахстан превратился в основную базу по
заготовке сырья для легкой и пищевой
промышленности СССР
Индустриализация проводилась командно-
административными методами
Казахстан превратился из аграрной страны в
индустриально-аграрную республику
Сложилась группа высокопрофессиональных
рабочих, технических сотрудников.
Сырьевая направленность промышленность
Казахстана
СРЧОГО
СООРРР
Постепенно складывается сословие горожан – бюргеров (по-немецки) или буржуа (по-французски) . Его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы – цехи, гильдии, братства, «торговые дома» . Мастера и торговцы нуждались в защите своего предприятия и доходов от феодалов и конкуренции, в регуляции своих отношений с подмастерьями и учениками. Цех строго регламентировал производство и сбыт товаров, технологию их изготовления, число и др. В XIII–XV вв. сословие бюргеров расслаивается. Выделяется правящая элита из богатых купцов, руководителей цехов – патриции. Им противостоят массы живущих в бедности подмастерьев, учеников, неквалифицированных рабочих, которым теперь уже закрыт путь наверх, в цеховую организацию.
Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ратуша) . Улицы были узкими, дома примыкали друг к другу, верхние этажи нависали над нижними. Не существовало водопровода, канализации, уличного освещения; мусор выбрасывался прямо на улицы, где бродил домашний скот и птица. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами, их кольцо со временем расширялось, охватывая и пригороды.
Именно в городах начинается «техническая революция» зрелого средневековья. С XI в. повсеместно внедряется обожженный кирпич, облицовочный кафель, черепица. К XII в. были освоены такие методы обработки металла, как сварка, термическая обработка, горячая и холодная ковка, штамповка, вытяжение, изгибание, протягивание, шлифовка, чеканка. В XIII в. уже известны строгание, сверление, обточка и полировка. Развивается производство стекла, витражей, зеркал. В XII в. появляются ручные и педальные станки (ткацкие и токарные) , в XIV– XV вв. – кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок, подъемный кран, землеройная машина. Был сконструирован и первый автомат – механические часы, башенные, а затем комнатные и карманные. В последней трети XV в. изобретено книгопечатание. С XIV в. распространяется огнестрельное оружие. На море на смену ладьям раннего средневековья приходит каравелла – многомачтовый корабль совершать океанские плавания.
И все же, несмотря на эти успехи, средние века оставались миром бедности, что отражалось и на продолжительности человеческой жизни. Она составляла в среднем 40–45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет – возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения. Эпидемии оспы, холеры, тифа были привычными явлениями, к ним добавлялись туберкулез, проказа, кожные паразиты и т. п. Болезням хроническое недоедание. Неурожаи неизбежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые 3–4 года. Понижение среднегодовой температуры в XIII в. и страшные последствия «черной смерти» – чумы 1348–1349 гг. стали причинами запустения многих областей Европы.
цели урока: - углубить и закрепить знания учащихся по теме, проверить уровень усвоения знаний, способствовать формированию умения дать оценку событиям,
- развивать умение обобщать знания, речь, мышление,
- воспитывать ответственность перед коллективом, чувство патриотизма.
тип урока: повторительно-обобщающий.
ход урока.
1. организационный момент:
- проверка наличия учащихся,
- сообщение темы, целей и плана урока.
2. фронтальный опрос:
1. какие племена в начале xiii века составляли грозную опасность у границ? (татаро-монгольские)
2. назовите территорию, на которой жили многочисленные монгольские племена. (от великой китайской стены до озера байкал)
3. как произошло объединение монгольских племён с татарскими? (монголы покорили татар)
4. какие процессы происходили у монголов во второй половине xii века? (шло отмирание родоплеменных отношений)
5. что становится хозяйственной основой общества? (отдельная семья)
6. что было основой хозяйства и главным богатством? (табуны коней, стада рогатого скота)
7. в чём постоянно нуждались монголы? (в обширных и богатых пастбищах)
8.кто выделялся среди монгол? (вожди-ханы)
9. кто стоял рядом с вождями-ханами? (нойоны-племенные старейшины)
10. почему среди монголов выделялись ханы и что им принадлежало? (у них были лучшие пастбища, большое количество скота)
11. что могли содержать ханы и нойоны? (боевые дружины)
12. кого могли подчинять себе ханы и как называли этих людей? (араты-простые соплеменники)
13. как назывались воины дружины крупных ханов? (нукеры)
14. почему монголы не строили городов? (они были кочевыми)
15. что было мерилом богатства, власти монголов? (скот, пастбища)
16. почему монгольская государственность носила военизированный характер? ( захват новых пастбищ был жизненно важен)
17. какое воспитание получали дети монголов? (с детства они были отличными наездниками, стрелками из лука, хорошо с арканом)
18. как и где использовали ханы военную сноровку своих соплеменников? ( в межплеменной борьбе за первенство)
19. что делали победители межплеменной борьбы со своими противниками? (подчиняли себе, обращали в рабство)
20 чем сопровождалось рождение государства у монгол? (войнами между племенами, возвышением вождей)
21. как звали одного из монгольских вождей, которому удалось объединить под свою власть большинство монгольских племён? (есугей)
22. у какого вождя был сын тэмучен? (у есугея)
23. в каком возрасте тэмучену удалось подчинить себе основную часть монгольских племён? (30 лет)
24. каким воином был тэмучен? (отважным, безрассудным)
25. как относился тэмучен к врагам? (был беспощаден, коварен)
26. в убийстве кого участвовал тэмучен? (брата, которого заподозрил в интриге против себя)
27. какую реформу провёл тэмучен? (ввёл десятичную систему организации армии и всего населения)
28. как по реформе тэмучена делилось всё взрослое население? (тумены (тьмы) по 10000 воинов, по 1000, 100, 10)
29. на чём основывалась железная дисциплина в армии? (за бегство с поля боя одного воина смертью наказывался весь десяток, вся семья)
30. что создал для себя тэмучен? (личную гвардию)
31. где тэмучен был провозглашён великим ханом-чингизханом? (на курултае – съезд вождей в 1204-1205г)
32. какая цель монголов была провозглашена на курултае? (завоевание мирового господства)
33. куда совершил поход чингизхан в 1211 году? (на северный китай)
34. какую роль сыграл китай в походе монголо-татар? (привлекли на службу учёных, военных специалистов, чиновников, использовали их опыт и знания)
35. почему монгольская армия после похода на китай стала ещё сильнее? ( взяли на вооружение китайские стенобитные и камнемётные машины, метательные снаряды)
36. что в военных действиях монгольской армии? (превосходная разведка)
37. кто играл роль разведчиков в монгольской армии? (послы)
38. какие расправы чинили монголы противнику? (уничтожали города, жгли жителей, уводили в плен)
39. после каких походов монгольские племена появились в землях половцев в крыму? (в среднюю азию, в северный иран, азербайджан, на северный кавказ)
40. кто возглавил отборный отряд чингизхана, пришедший в половецкие степи? (молодой джэбэ и опытный субэдэ)