1) Иван IV был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией.2) и 3) Прекращение феодальной усобицы, объединение земель. Реформы Ивана Грозного, укрепившие систему государственного управления и вооруженные силы. Это позволило сокрушить последние осколки Золотой Орды на Волге — Казанское и Астраханское царства. Одновременно с этим были неуспехи России в Ливонской войне (1558—1583) за выход на Балтику, были неурожаи 60-х гг. XVI в., голод, чума, опустошившие страну. Был раздор Ивана IV с боярами, раздел государства на земщину и опричнину, опричные козни и казни (1565—1572), ослабившие государство.4) [Мнение современников] Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме, и в молитве уединенной, и в совете боярском, и среди народа у него одно чувство: „Да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным Помазанникам!“ Суд нелицеприятный, безопасность каждого и общая, целость порученных ему государств, торжество веры, свобода христиан есть всегдашняя дума его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад царских… Ласковый к вельможам и народу — любя, награждая всех по достоинству — щедростию искореняя бедность, а зло — примером добра, сей Богом урождённый Царь желает в день Страшного суда услышать глас милости: „Ты еси Царь правды!“». «Он так склонен к гневу, что, находясь в нём, испускает пену, словно конь, и приходит как бы в безумие; в таком состоянии он бесится также и на встречных. Жестокость, которую он часто совершает на своих, имеет ли начало в природе его, или в низости (malitia) подданных, я не могу сказать. Когда он за столом, то по его правую руку садится старший сын. Сам он грубых нравов; ибо он опирается локтями на стол, и так как не употребляет никаких тарелок, то ест пищу, взяв её руками, а иногда недоеденное кладет опять назад в чашку (in patinam). Прежде чем пить или есть что-нибудь из предложенного, он обыкновенно знаменует себя большим крестом и взирает на повешенные образа Девы Марии и Святого Николая».5) Первоисточники: Литература эпохи Ивана Грозного ПСРЛ, репринт 1904. Патриаршая или Никоновская летопись, т. 13, М. 1965, «Наука» Павел Юстен. Посольство в Московию (1569—1572) = Matka Moskovana 1569-1572. — СПб.: Блиц, 2000. — 216 с. — (Россия и Северная Европа). — ISBN 5-86789-113-5 Принтц фон Бухау Д. Начало возвышения Московии. Извлечения / пер. И. Тихомирова // Русская старина, 1876. — Т. 22. — № 5. — С. 169—173. — Под загл.: Иван Грозный. Отзыв современника-иностранца (1576)Общая литература Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12-и т. — СПб., 1803−1826; [1]; [2]; [3]. Соловьёв С. М. История России с древнейших времен: в 29-и т. — СПб., Издательство: Товарищество «Общественная польза», 1851−1879.; М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998.; М., 2001.; [4]; [5]. Бестужев К. Н. Русская история. — М.: Вече, 2007. — ISBN 5-9533-1518-0 Гейденштейн Р. Записки о Московской войне. (1578—1582) / Пер. с лат. — СПб.: Археогр. комис., 1889. — 86+312 с. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории Иоанн IV Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Что общего-Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о ее безопасности. В княжении Владимира на Руси пролизошли важные перемены. Главной княжеской заботой стала защита родных рубежей от недругов Руси - кочевников. Различия-Итак, Владимир вошёл в историю Древнерусского государства не только как человек, внедривший христианство, он первым стал строить пограничные крепости на реках Сула, Десна, Осётр, Днепр. (Государство существует уже более 100лет, а границ как таковых нет!) Тем самым он первый стал определять границы Киевской Руси. При Владимире присоединились к Древнерусскому государству вятичи. Или можно короче ответить на этот вопрос, сказать: единая религия усилению централизации власти.
Различия-Итак, Владимир вошёл в историю Древнерусского государства не только
как человек, внедривший христианство, он первым стал строить пограничные
крепости на реках Сула, Десна, Осётр, Днепр. (Государство существует уже
более 100лет, а границ как таковых нет!) Тем самым он первый стал
определять границы Киевской Руси. При Владимире присоединились к
Древнерусскому государству вятичи. Или можно короче ответить на этот вопрос, сказать: единая религия усилению централизации власти.