Каргалинская диадема» найдена при загадочных обстоятельствах в горах Заилийского Алатау в Каргалинском ущелье на высоте 2300 м. Это длинная золотая пластина из двух частей. Ее длина — 35 см, ширина — 4,7 см. Сохранилось два боковых фрагмента диадемы, центральная же часть ее отсутствует.
На пластинке растительный орнамент с вплетенными в него фигурами марала и маралихи, между которыми находится феникс; затем крылатый тигр с сидящей на нем женщиной; далее крылатая лошадь на постаменте; дракон с женщиной на спине; над ними птица; снова крылатый конь на пьедестале; летящая птица; козерог, оседланный женщиной, медведь и птица над ним и архар, несущий на спине женщину. Вся композиция разделена на три части фигурами коней. В центре ее находится дракон, а процессии животных слева и справа от него направлены друг к другу. Глаза животных выполнены из вставок сердолика и альмандина, тела инкрустированы бирюзой.
Новейшие исследования позволили понять смысл изображений, определить их происхождение и расшифровать весь сюжет в целом, уточнена и датировка каргалинского захоронения — II в. до н. э. Изображения на диадеме связаны с широко распространившимся в Евразии культом богини-матери и бога плодородия Диониса. Греческий культ хорошо соотносился с важнейшим праздником восточных народов — Наурызом, справляющимся в день весеннего равноденствия. «Каргалинская диадема» как бы иллюстрирует описания дионисийских празднеств. Диониса изображали верхом на пантере, реже — на тигре. Главные животные дионисийского культа — олень и козел, медведь. Водоплавающие птицы — гуси-лебеди, изображенные на диадеме, символизировали плодородие. На «Каргалинской диадеме» изображены также и три сферы мироздания: подземная, куда уходят корни древа жизни, изображения которого имелись на диадеме; земная — место жизни людей и животных, и небесная — обитель богов и птиц. Образ коней на пьедестале, точнее, на вершине гор, символизировал солнце, особую божественную благодать. Распространению этих эллинизированных синкретических образов в идеологии кочевников Семиречья и конкретно района Алматы связи и контакты по Великому шелковому пути.
- Право на дворянское достоинство, защиту чести и жизни, освобождение от телесных наказаний - Имущественные права: полное и неограниченное право собственности, могли наследовать любое имущество, в том числе и крестьян - Право заниматься предпринимательской деятельностью и морской торговлей - Процессуальные/судебные права: дворянина мог судить только суд равных, лишить прав могли только через суд - Право владеть крепостными крестьянами - Освобождение от всех податей, повинностей и обязательной службы - Имели преимущество в получении наград и занятии должностей в гражданской и военной службе - Право создавать свои общества; восстановлены дворянские выборы в губерниях, т.е. дворянское собрание сново могло избирать губернских и уездных представителей дворянства и других должностных лиц
(* У потомственных дворян были равные права независимо от разницы в титулах и древности рода)
На пластинке растительный орнамент с вплетенными в него фигурами марала и маралихи, между которыми находится феникс; затем крылатый тигр с сидящей на нем женщиной; далее крылатая лошадь на постаменте; дракон с женщиной на спине; над ними птица; снова крылатый конь на пьедестале; летящая птица; козерог, оседланный женщиной, медведь и птица над ним и архар, несущий на спине женщину. Вся композиция разделена на три части фигурами коней. В центре ее находится дракон, а процессии животных слева и справа от него направлены друг к другу. Глаза животных выполнены из вставок сердолика и альмандина, тела инкрустированы бирюзой.
Новейшие исследования позволили понять смысл изображений, определить их происхождение и расшифровать весь сюжет в целом, уточнена и датировка каргалинского захоронения — II в. до н. э. Изображения на диадеме связаны с широко распространившимся в Евразии культом богини-матери и бога плодородия Диониса. Греческий культ хорошо соотносился с важнейшим праздником восточных народов — Наурызом, справляющимся в день весеннего равноденствия. «Каргалинская диадема» как бы иллюстрирует описания дионисийских празднеств. Диониса изображали верхом на пантере, реже — на тигре. Главные животные дионисийского культа — олень и козел, медведь. Водоплавающие птицы — гуси-лебеди, изображенные на диадеме, символизировали плодородие.
На «Каргалинской диадеме» изображены также и три сферы мироздания: подземная, куда уходят корни древа жизни, изображения которого имелись на диадеме; земная — место жизни людей и животных, и небесная — обитель богов и птиц. Образ коней на пьедестале, точнее, на вершине гор, символизировал солнце, особую божественную благодать. Распространению этих эллинизированных синкретических образов в идеологии кочевников Семиречья и конкретно района Алматы связи и контакты по Великому шелковому пути.
- Имущественные права: полное и неограниченное право собственности, могли наследовать любое имущество, в том числе и крестьян
- Право заниматься предпринимательской деятельностью и морской торговлей
- Процессуальные/судебные права: дворянина мог судить только суд равных, лишить прав могли только через суд
- Право владеть крепостными крестьянами
- Освобождение от всех податей, повинностей и обязательной службы
- Имели преимущество в получении наград и занятии должностей в гражданской и военной службе
- Право создавать свои общества; восстановлены дворянские выборы в губерниях, т.е. дворянское собрание сново могло избирать губернских и уездных представителей дворянства и других должностных лиц
(* У потомственных дворян были равные права независимо от разницы в титулах и древности рода)