Английская революция. У революции были объективные и субъективные причины: - главная объективная причина - в том, что в Англии уже развивался капитализм, буржуазию поддерживало новое дворянство (gentry), которое было связано с капиталистическими отношениями и торговлей, а политика короля и феодалов явно препятствовала этим процессам; - субъективная причина — неудачная политика первых Стюартов (Якова I и Карла I). Карл I Стюарт впервые в истории позволил явное неуважение к парламенту и его роспуск. Эта политика спровоцировала парламент на открытую борьбу против монарха. Грубое поведение короля по отношению к парламенту, традициям, элите породило такое же грубое отношение революционно настроенной части элиты к королю. "Долгий парламент", созванный Карлом I под нажимом общественности, принял исторические решения: - ликвидировал чрезвычайные суды - Звездную палату и Высокую комиссию; - лишил королевскую власть и церковь преимуществ в судебных вопросах; - установил фактическую свободу печати; - привлек к ответственности многих высших чиновников.
С точки зрения диалектического материализма, всякое развитие порождается внутренними противоречиями, возникающими в борьбе противоположностей. Исторический же материализм уточняет, какие именно противоречия ведут к историческому развитию: противоречия между господствующим и угнетенным классами, которые принимают форму классовой борьбы. Когда противоречия накапливаются до определенной степени, происходит переход из количества в качество, и сменяется общественная формация: появляются новые классы, которые порождают новую форму общественных отношений. Например, противоречия в рабовладельческом строе ведут к его уничтожению, и появлению нового класса феодалов, который уже внедряет феодализм как формацию.
По этой логике, происходит поступательное развитие общества от рабовладения и феодализма к капитализму. С точки зрения марксистов, капитализм является последней антагонистической формацией, за ней следуют социализм и коммунизм - формации, в которых уже полностью преодолены классовые противоречия.
С точки зрения диалектического материализма, всякое развитие порождается внутренними противоречиями, возникающими в борьбе противоположностей. Исторический же материализм уточняет, какие именно противоречия ведут к историческому развитию: противоречия между господствующим и угнетенным классами, которые принимают форму классовой борьбы. Когда противоречия накапливаются до определенной степени, происходит переход из количества в качество, и сменяется общественная формация: появляются новые классы, которые порождают новую форму общественных отношений. Например, противоречия в рабовладельческом строе ведут к его уничтожению, и появлению нового класса феодалов, который уже внедряет феодализм как формацию.
По этой логике, происходит поступательное развитие общества от рабовладения и феодализма к капитализму. С точки зрения марксистов, капитализм является последней антагонистической формацией, за ней следуют социализм и коммунизм - формации, в которых уже полностью преодолены классовые противоречия.