Социальная политика советского государства на разных этапах его существования представляется одной их наиболее малоисследованных и интересных проблем отечественной истории. Общенациональный аспект этой тематики неотъемлемо связан с теорией модернизации России в целом, со спецификой нашей страны в сравнении с аналогичными путями развития других государств и народов в XX столетии. Ее региональный аспект отражает конкретные особенности отечественной действительности, связанные как с объективными закономерностями развития обществ в современную эпоху, так и с реальным разнообразием социально-политической ситуации в различных регионах России.
Актуальность темы диссертации напрямую связана с теми процессами, которые имеют место в российском обществе на данном этапе исторического развития. Провозглашение правительством РФ в начале 1990-х гг. курса на проведение экономических реформ с целью вхождения России в единое мировое экономическое пространство и создания рыночной экономической модели существенно изменило социальную структуру российского общества. Переход к капиталистическому производства сопровождался резким падением уровня жизни большей части населения и существенным социальным расслоением. Таким образом, социальная цена за проводимые правительством реформы оказалась крайне высока. Несмотря на это, серьезных успехов в экономической политике власти достигнуть не удалось. В связи с вышеизложенным, возникает множество вопросов, связанных с необходимостью и целесообразностью принесения в жертву ради мощного рывка в экономическом развитии страны социальной стабильности, определенных материальных благ и людских резервов.
Живопись, архитектура, скульптура Основные тенденции искусства в это время — переход от барокко (середина XVIII в.) к классицизму (вторая половина века), победа светского искусства, создание государственных учреждений искусства (Академии художеств в 1757 г., Эрмитажа в 1764 г.). Изобразительное искусство. При Петре I в России появляется гравюра, одним из ярчайших представителей которой был А. Ф. Зубов. Основными жанрами живописи были исторический (А. П. Носенко, Г. И. Угрюмов), портретный (И. Н. Никитин, А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Л. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский), пейзажный (С. Щедрин, М. Иванов), сцены из народной жизни (М. Шибанов). Народная живопись развивалась в виде лубочных картинок. XVIII в. — время появления русской скульптуры (в том числе из-за государственных нужд), в которой сначала господствовало барокко (бюсты Петра I и А. Д. Меншикова Б. К. Растрелли), а со второй половины века — классицизм (памятник Петру I — «Медный всадник» скульптора Э. М. Фальконе). Великие русские скульпторы XVIII в. — Ф. И. Шубин (бюсты М. В. Ломоносова, Павла I, статуя «Екатерина II — законодательница»), М. И. Козловский (памятник А. В. Суворову, статуя Самсона для большого каскада фонтанов в Петергофе). Среди тенденций развития архитектуры выделяются: господство гражданской (светской) архитектуры (особенно государственных учреждений и общественных зданий); переход к регулярному градостроительству и ансамблевой застройке городов; переход от барокко — нарышкинского и петровского (Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий Д. Трезини при Петре I, Зимний дворец и Смольный институт в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе В. В. Растрелли) — к классицизму второй половины XVIII в. (Дом Пашкова в Москве и Михайловский замок в Петербурге В. И. Баженова, здание Сената в Московском Кремле, Московского университета и дома князей Долгоруких М. Ф. Казакова, Таврический дворец И. Е. Старова) и сентиментализму (парки конца XVIII в.). После Манифеста о вольности дворянской 1762 г. появляется архитектурный и культурный феномен дворянской усадьбы. Вывод: новый подход государства к науке, образованию и культуре и распространение европейских образцов позволили вывести русскую культуру в XVIII в. на качественно новый уровень, создать фундамент для золотого века русской культуры.
Актуальность темы диссертации напрямую связана с теми процессами, которые имеют место в российском обществе на данном этапе исторического развития. Провозглашение правительством РФ в начале 1990-х гг. курса на проведение экономических реформ с целью вхождения России в единое мировое экономическое пространство и создания рыночной экономической модели существенно изменило социальную структуру российского общества. Переход к капиталистическому производства сопровождался резким падением уровня жизни большей части населения и существенным социальным расслоением. Таким образом, социальная цена за проводимые правительством реформы оказалась крайне высока. Несмотря на это, серьезных успехов в экономической политике власти достигнуть не удалось. В связи с вышеизложенным, возникает множество вопросов, связанных с необходимостью и целесообразностью принесения в жертву ради мощного рывка в экономическом развитии страны социальной стабильности, определенных материальных благ и людских резервов.