Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов-Юрьев) родился около 1553 года. Он принадлежал к одному из видных боярских родов. Феодор Никитич был племянником Иоанна Грозного (сыном брата его супруги Анастасии Романовны). С юных лет, воспитываясь в придворной обстановке, он был широко образован, обладал прекрасными душевными качествами, приятной внешностью, был любим народом, принимал видное участие в государственных делах, которыми любил и умел заниматься. После смерти царя Феодора он стал одним из законных претендентов на Русский трон, и многие хотели именно его видеть царем. Подвергнутый опале при Борисе Годунове, он был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского В Архангельской губернии. Смирившись перед волей Божией, Филарет стал искренне подвизаться по всем правилам строгой православной аскезы и так в этом преуспел, что вызвал большое уважение и почитание в церковном мире. После смерти Бориса Годунова в 1606 году его возводят в сан митрополита Ростовского. В том же году он участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу. В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его «Патриархом Московским». Авраамий Палицын писал, что тушинцы держали своего патриарха в неволе, «блюли того всегда крепкими сторожми и никакоже ни словеси, ни помавания дерзнути тому дающее». Патриарх Гермоген знал это и в своих грамотах писал, что молит Бога о тех, «которые взяты в плен, как и Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но нужею». Впоследствии Филарет был назначен на опасную должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу. Последовали годы томления в польских застенках, почти 9 лет пребывал он в плену и показал такое «крепкостоятельство», что снискал уважение у поляков.Тем временем в 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова, а за его отцом утвердил титул «нареченного Патриарха». Зная, как дорог царю Михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все новые требования, думая, что Государь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. Но Филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью Русской земли.Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности, в реформе церковной администрации. Большое внимание Патриарх Филарет уделял внешней политике, руководил дипломатическими сношениями, а также создал шифр для дипломатических бумаг. Важный след оставила деятельность Патриарха Филарета в области церковного управления; были учреждены особые Патриаршие приказы, которые упорядочивали церковные дела.Патриарх Филарет сделал много полезного для Русской Церкви. Его незаурядная личность заметно повысила престиж и достоинство Патриарха Московского. Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года. Он сам указал себе преемника — архиепископа Псковского Иоасафа. Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико, он являлся по существу первым советником царя. Это влияние имело для Церкви много благоприятных аспектов. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению — исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия
Полноправными гражданами Древнего Рима считались патриции, т.е. представители 300 благородных римских родов, которые проживали в Риме с момента его основания и составляли, согласно преданию, собственно римский народ. Эти роды патрициев были объединены в более крупные социальные группы — курии, составляющие основу боевой и политической организации древних римлян. Наряду с патрициями — полноправными гражданами Древнего Рима — существовали две группы зависимого и неполноправного населения. Одни из них — клиенты. Клиент находился в личной и наследуемой зависимости от своего патрона — патриция, полноправного члена городской римской общины, вернее, он находился в личной и наследуемой зависимости от рода, к которому принадлежал патриций. Клиент выполнял определенные повинности в пользу своего патрона, следовал за ним в случае необходимости на войну, обрабатывал его участок земли или оказывал содействие по ведению домашнего хозяйства, он демонстрировал в отношении патрона определенные знаки внимания и почтения. В свою очередь, патрон оказывал клиенту покровительство, представлял его имущественные интересы в суде, в случае необходимости оказывал ему материальную . Отношения между патроном и клиентом, несколькими клиентами (так называемой клиентурой) строились на основании обычаев и освящались религиозными предписаниями. Обязательства патрона и клиента рассматривались в римском обществе как обязательства морально-религиозного плана.
Третьей важнейшей социальной группой или слоем Древнего Рима были плебеи. Плебеи, в отличие от клиентов или рабов, были лично свободными людьми. Они имели право собственности на землю, делали взносы на общественные нужды и в случае необходимости входили в боевую организация римлян. В правовом отношении плебеи были дее членами римской общины, имели гражданскую право , т. е. могли приобретать имущество и владеть им, заключать от своего имени сделки и самостоятельно защищать свои интересы в суде. Однако право плебеев носила ограниченный характер, поскольку они не могли вступать в брак с представительницами патрицианских родов и были лишены права участия в управлении делами римской городской общины, т. е. права участвовать в народных собраниях, занимать ответственные должности в структуре управления государства, получать земельные наделы из государственного фонда и др.
Рабы не были многочисленной социальной группой, столь же незначительной была их доля и роль в хозяйственном производстве. Рабами становились военнопленные, несостоятельные должники или преступники, рабами становились по рождению, дети рабыни считались рабами. Рабы были самой бесправной категорией населения Древнего Рима, они принадлежали семьям свободных граждан и рассматривались наряду с домашними животными или другой собственностью семьи. Рабы передавались по наследству, их могли продать или купить, раб был недее лицом, хотя сделки, совершенные рабом в интересах хозяина, могли считаться правовыми. Преступления, совершенные рабами, карались с особой жестокостью, выдача беглого раба для члена римской общины считалась делом обязательным.
После смерти царя Феодора он стал одним из законных претендентов на Русский трон, и многие хотели именно его видеть царем. Подвергнутый опале при Борисе Годунове, он был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского В Архангельской губернии. Смирившись перед волей Божией, Филарет стал искренне подвизаться по всем правилам строгой православной аскезы и так в этом преуспел, что вызвал большое уважение и почитание в церковном мире. После смерти Бориса Годунова в 1606 году его возводят в сан митрополита Ростовского. В том же году он участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу.
В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его «Патриархом Московским». Авраамий Палицын писал, что тушинцы держали своего патриарха в неволе, «блюли того всегда крепкими сторожми и никакоже ни словеси, ни помавания дерзнути тому дающее». Патриарх Гермоген знал это и в своих грамотах писал, что молит Бога о тех, «которые взяты в плен, как и Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но нужею».
Впоследствии Филарет был назначен на опасную должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу. Последовали годы томления в польских застенках, почти 9 лет пребывал он в плену и показал такое «крепкостоятельство», что снискал уважение у поляков.Тем временем в 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова, а за его отцом утвердил титул «нареченного Патриарха». Зная, как дорог царю Михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все новые требования, думая, что Государь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. Но Филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью Русской земли.Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности, в реформе церковной администрации. Большое внимание Патриарх Филарет уделял внешней политике, руководил дипломатическими сношениями, а также создал шифр для дипломатических бумаг. Важный след оставила деятельность Патриарха Филарета в области церковного управления; были учреждены особые Патриаршие приказы, которые упорядочивали церковные дела.Патриарх Филарет сделал много полезного для Русской Церкви. Его незаурядная личность заметно повысила престиж и достоинство Патриарха Московского. Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года. Он сам указал себе преемника — архиепископа Псковского Иоасафа.
Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел.
Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико, он являлся по существу первым советником царя. Это влияние имело для Церкви много благоприятных аспектов. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению — исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия
Полноправными гражданами Древнего Рима считались патриции, т.е. представители 300 благородных римских родов, которые проживали в Риме с момента его основания и составляли, согласно преданию, собственно римский народ. Эти роды патрициев были объединены в более крупные социальные группы — курии, составляющие основу боевой и политической организации древних римлян. Наряду с патрициями — полноправными гражданами Древнего Рима — существовали две группы зависимого и неполноправного населения. Одни из них — клиенты. Клиент находился в личной и наследуемой зависимости от своего патрона — патриция, полноправного члена городской римской общины, вернее, он находился в личной и наследуемой зависимости от рода, к которому принадлежал патриций. Клиент выполнял определенные повинности в пользу своего патрона, следовал за ним в случае необходимости на войну, обрабатывал его участок земли или оказывал содействие по ведению домашнего хозяйства, он демонстрировал в отношении патрона определенные знаки внимания и почтения. В свою очередь, патрон оказывал клиенту покровительство, представлял его имущественные интересы в суде, в случае необходимости оказывал ему материальную . Отношения между патроном и клиентом, несколькими клиентами (так называемой клиентурой) строились на основании обычаев и освящались религиозными предписаниями. Обязательства патрона и клиента рассматривались в римском обществе как обязательства морально-религиозного плана.
Третьей важнейшей социальной группой или слоем Древнего Рима были плебеи. Плебеи, в отличие от клиентов или рабов, были лично свободными людьми. Они имели право собственности на землю, делали взносы на общественные нужды и в случае необходимости входили в боевую организация римлян. В правовом отношении плебеи были дее членами римской общины, имели гражданскую право , т. е. могли приобретать имущество и владеть им, заключать от своего имени сделки и самостоятельно защищать свои интересы в суде. Однако право плебеев носила ограниченный характер, поскольку они не могли вступать в брак с представительницами патрицианских родов и были лишены права участия в управлении делами римской городской общины, т. е. права участвовать в народных собраниях, занимать ответственные должности в структуре управления государства, получать земельные наделы из государственного фонда и др.
Рабы не были многочисленной социальной группой, столь же незначительной была их доля и роль в хозяйственном производстве. Рабами становились военнопленные, несостоятельные должники или преступники, рабами становились по рождению, дети рабыни считались рабами. Рабы были самой бесправной категорией населения Древнего Рима, они принадлежали семьям свободных граждан и рассматривались наряду с домашними животными или другой собственностью семьи. Рабы передавались по наследству, их могли продать или купить, раб был недее лицом, хотя сделки, совершенные рабом в интересах хозяина, могли считаться правовыми. Преступления, совершенные рабами, карались с особой жестокостью, выдача беглого раба для члена римской общины считалась делом обязательным.