Чтобы сражаться со стотысячной армией Кира II, царица Томирис должна была противопоставить ей такое же мощное войско. Против персов выступили не только сакские племена, земли которых намеревался подчинить Кир II, племена сопредельных с ними земель, но и другие племена саков-тиграхаудов, в том числе Семиречья, Иссык-Куля. Летом 530 года до н. э. остановив свои войска перед рекой, отделявшей его от саков, Кир II направил к царице Томирис, которая была вдовой, послов с предложением стать его женой. Понимая, что царю персов нужна не жена, а необъятные владения саков, их богатства и храбрые воины, царица ответила отказом. Кир II, только и ждавший повода для начала войны, во главе войск переправляется через реку. Саки наблюдают за ним, не пытаются помешать. Томирис полагала, что врагам будет трудно сражаться на чужой земле, а когда они повернут обратно, широкая гладь реки станет для них непреодолимой преградой. Продвинувшись вглубь сакских земель, Кир II остановил свои войска. Он решил хитростью заманить саков в ловушку: сделал вид, что испугался, и повернул обратно, оставив, как бы в спешке, большой запас вина. План был прост, но итог оказался успешным. Как и предполагал Кир II,
Томирис отправила за ним в погоню треть своего войска во главе с единственным сыном Спарганистом. Саки заняли опустевший лагерь персов, нашли вино и, воспользовавшись неопытностью своего командующего, устроили пиршество. Под покровом ночи Кир II вернулся и уничтожил беспечно спавших саков. По сведениям одних источников, Спарганист был убит персами, по другим попал в плен, но покончил с собой, не вынеся позора. Томирис направила к Киру II посла с требованием немедленно уйти с сакской земли и вернуть тело сына. Письмо заканчивалось угрозой: “Если же ты не сделаешь этого, я напою тебя кровью, клянусь солнцем, которому поклоняются массагеты”. Кир II не внял угрозе. Началась ожесточенная битва, в которой сакам удалось заманить персов в узкое ущелье и перебить их. Согласно легенде, записанной греческим историком Геродотом, Томирис велела положить голову царя Кира II в бурдюк, наполненный кровью, и произнесла: “Ты хотел крови. Ты получил ее!”.
Однако позже саки были подчинены его наследником Дарием I Гистаспом в 519—518 г. до н. э. В тяжелой борьбе с Ахеменидским государством участвовали объединенные силы сакских племен Средней Азии, включая и тех, которые занимали территорию древнего Кыргызстана. В ответ на мобилизацию всех сил Ахеменидов от Средиземного моря до Гиндукуша (у Кира II была двухсоттысячная армия) цари саков должны были сконцентрировать силы кочевников от Тянь-Шаня до Каспийского моря. Только так саки могли достойно встретить иноземных завоевателей.
Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения - от младенцев до глубоких старцев.
Каждый половозрастной клан имел в казахском традиционном обществе соответствующий набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы. Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах - саз сырнаe, тастауке, ускирике, которые «под рукой» мастера или самого ребенка приобретали причудливые формы животных, птиц, рыб, многоголовых коней, ярко разрисованных и покрытых сверкающей глазурью. Через исполнение детских песен и музыкальных игр, материнскую колыбельную и песни-поучения взрослых мужчин (осиет олен) малыши познавали окружающий мир и становились полноправными членами своей социокультурной общности.
Дальнейшая самостоятельная жизнь давала новые художественные знания и опыт через участие в молодежных играх и развлечениях с обязательным участием музыки - кайым-айтысах, тартысах, диалогическом пении бытовых песен кара олен. Репертуар «молодых лет» обогащался любовной лирикой и разнообразными песнями и ритуалами многокрасочной казахской свадьбы со скорбными прощальными плачами невест и бодрыми молодежными жар-жарами, сигнальным боем ударных - дабыла, дауылпаза, или шындауыла на охоте на зверя или во время воинского похода. В этом отношении «зрелость», несущая уравновешенность и опыт, была призвана для свершения больших государственных и общественных дел, защиты интересов рода в межродовых песенно-поэтических состязаниях - айтысах и отправления народных обрядовых праздников и церемоний в качестве - жаршы - организатора и исполнителя ритуала.
Чтобы сражаться со стотысячной армией Кира II, царица Томирис должна была противопоставить ей такое же мощное войско. Против персов выступили не только сакские племена, земли которых намеревался подчинить Кир II, племена сопредельных с ними земель, но и другие племена саков-тиграхаудов, в том числе Семиречья, Иссык-Куля. Летом 530 года до н. э. остановив свои войска перед рекой, отделявшей его от саков, Кир II направил к царице Томирис, которая была вдовой, послов с предложением стать его женой. Понимая, что царю персов нужна не жена, а необъятные владения саков, их богатства и храбрые воины, царица ответила отказом. Кир II, только и ждавший повода для начала войны, во главе войск переправляется через реку. Саки наблюдают за ним, не пытаются помешать. Томирис полагала, что врагам будет трудно сражаться на чужой земле, а когда они повернут обратно, широкая гладь реки станет для них непреодолимой преградой. Продвинувшись вглубь сакских земель, Кир II остановил свои войска. Он решил хитростью заманить саков в ловушку: сделал вид, что испугался, и повернул обратно, оставив, как бы в спешке, большой запас вина. План был прост, но итог оказался успешным. Как и предполагал Кир II,
Томирис отправила за ним в погоню треть своего войска во главе с единственным сыном Спарганистом. Саки заняли опустевший лагерь персов, нашли вино и, воспользовавшись неопытностью своего командующего, устроили пиршество. Под покровом ночи Кир II вернулся и уничтожил беспечно спавших саков. По сведениям одних источников, Спарганист был убит персами, по другим попал в плен, но покончил с собой, не вынеся позора. Томирис направила к Киру II посла с требованием немедленно уйти с сакской земли и вернуть тело сына. Письмо заканчивалось угрозой: “Если же ты не сделаешь этого, я напою тебя кровью, клянусь солнцем, которому поклоняются массагеты”. Кир II не внял угрозе. Началась ожесточенная битва, в которой сакам удалось заманить персов в узкое ущелье и перебить их. Согласно легенде, записанной греческим историком Геродотом, Томирис велела положить голову царя Кира II в бурдюк, наполненный кровью, и произнесла: “Ты хотел крови. Ты получил ее!”.
Однако позже саки были подчинены его наследником Дарием I Гистаспом в 519—518 г. до н. э. В тяжелой борьбе с Ахеменидским государством участвовали объединенные силы сакских племен Средней Азии, включая и тех, которые занимали территорию древнего Кыргызстана. В ответ на мобилизацию всех сил Ахеменидов от Средиземного моря до Гиндукуша (у Кира II была двухсоттысячная армия) цари саков должны были сконцентрировать силы кочевников от Тянь-Шаня до Каспийского моря. Только так саки могли достойно встретить иноземных завоевателей.
Объяснение:
Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения - от младенцев до глубоких старцев.
Каждый половозрастной клан имел в казахском традиционном обществе соответствующий набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы. Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах - саз сырнаe, тастауке, ускирике, которые «под рукой» мастера или самого ребенка приобретали причудливые формы животных, птиц, рыб, многоголовых коней, ярко разрисованных и покрытых сверкающей глазурью. Через исполнение детских песен и музыкальных игр, материнскую колыбельную и песни-поучения взрослых мужчин (осиет олен) малыши познавали окружающий мир и становились полноправными членами своей социокультурной общности.
Дальнейшая самостоятельная жизнь давала новые художественные знания и опыт через участие в молодежных играх и развлечениях с обязательным участием музыки - кайым-айтысах, тартысах, диалогическом пении бытовых песен кара олен. Репертуар «молодых лет» обогащался любовной лирикой и разнообразными песнями и ритуалами многокрасочной казахской свадьбы со скорбными прощальными плачами невест и бодрыми молодежными жар-жарами, сигнальным боем ударных - дабыла, дауылпаза, или шындауыла на охоте на зверя или во время воинского похода. В этом отношении «зрелость», несущая уравновешенность и опыт, была призвана для свершения больших государственных и общественных дел, защиты интересов рода в межродовых песенно-поэтических состязаниях - айтысах и отправления народных обрядовых праздников и церемоний в качестве - жаршы - организатора и исполнителя ритуала.