Время правления царя Алексея Михайловича в истории называется «бунташным веком». В этот период произошло огромное количество различных восстаний и бунтов, которые были вызваны усилием налогового гнета и ужесточением государственной политики.
Причины: 1) складывание посадского тяглового сословия (горожане заговорили о своих интересах во весь голос)
2) усиление централизации и крепостничества, злоупотребление власти
4)правительство обманывало (замена серебряной монеты медной при той же стоимости)
5) 1613-1633 гг. 7 раз собирались чрезвычайные налоги (гос-ву требовались средства для содержания армии и возвращения утраченных земель)
Население боролось с этим с хитростей и уловок, массового расхищения государственного имущества, казнокрадства. Это все перерастало в бунты.
1648 г.- московское восстание, соляной бунт. Действия восставших были направлены против всей правительственной верхушки из-за развития коррупции и самоуправства, рост налогов, налог на соль. Итоги: казнь большинства бояр, принятие Соборного Уложения в 1649, по которому Белые Слободы, не платившие налоги, ликвидированы.
1650 г.- восстание в Пскове и Новгороде. Народное недовольство ростом цен на хлеб и передача запасов хлеба Швеции в качестве компенсации за уход населения с отошедших Швеции русских земель.
25 июля 1662 г.- восстание в Москве, медный бунт. Причина: выпуск медных денег вместо серебряных, инфляция, рост цен. Итог: медные деньги отменены.
Но на этом народ России не остановился. В историю вошло бунтарское движение Степана Разина, казака, который сумел повести за собой всех людей низкого сословия. Движение началось в 1667 г. и охватило собой значительную часть территории Нижнее и Среднее Приволжье, огромную часть украинских земель. Под предводительством Разина обедневшие люди грабили царские и зажиточные суда, нападали на персидские города. За ним последовало еще большее кол-во людей, появилась настоящая армия из семи тысяч человек.
В 1670 г.- разграблен Царицын. Далее Астрахань, Саратов, Самара. В захваченных городах вводилось казацкое управление. Бунт приобретает размах настоящей народной войны. Следующим городом для захвата стал Симбирск, но армия Разина потерпела поражение. Он бежал на Дон, но богатые и влиятельные казаки выдали его русским властям. Восстание было подавлено.
Христианство, возникшее и развившееся в исторических условиях Римской империи, как мировая религия окончательно оформилось в феодальном обществе. В средние века консолидировалась и укрепилась его организация - церковь, выступавшая «в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя». Христианство стало политической доктриной, идеологическим и этическим регулятором жизни средневекового общества, формой его сознания и самосознания, основой культурной общности Европы. Церковь претендовала и на то, чтобы стать мистическим единством верующих, объединять на религиозной основе все слои населения. Вместе с тем церковь в реальной жизни исключала всякие притязания на подлинное равенство, демагогически используя проповедуемое ею равенство всех перед богом для оправдания «естественности» действительного неравенства, классового, социального и всякого иного. Католическая церковь создает религиозное учение с внешне всеобъемлющими характеристиками. В его рамках идеи, отражавшие интересы господствующих классов, постоянно видоизменяются и расширяются, чтобы иметь возможность ассимилировать какие-то элементы народного сознания, оторванные, таким образом, от своей собственной системы и подчиненные чуждой им системе. Со своей синтезирующей идеей божественного воплощения и страдания Христа ради всех людей христианство становится основой как для ортодоксально-богословских исканий, так и для возникновения различных ересей. Не случайно и «все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все революционные - социальные и политические доктрины должны были по преимуществу представлять из себя... богословские ереси». К началу средневековья христианство уже около двух столетий было официальной религией Римской империи. Демократические идеалы того времени, когда епископские должности служили переходными ступенями не ко дворцу императора, но на арену цирка с дикими зверями, были прочно забыты. Церковь перестала быть преимущественно духовной общиной и превращалась в иерархизированную социальную, политическую организацию. Поддержка, оказываемая церкви со стороны государства ее административному и экономическому укреплению. Трудами апологетов и отцов церкви в главных чертах была завершена выработка христианской догматики. В каноническое право были включены многие практические установления, имевшие основополагающее значение для церковной организации и дисциплины. В основном сложились формы культа и литургии (богослужения). Наконец, были сформулированы и сведены воедино главные принципы социальной доктрины и этики христианства. Большую роль в этом сыграл епископ города Гиппона в Северной Африке Аврелий Августин. Он в юности отдал дань увлечению манихейством и неоплатонизмом и принял крещение лишь в тридцатилетнем возрасте после долгих и мучительных колебаний. Он оставил множество сочинений различного характера, в которых были заложены идейные основы средневекового западного христианства. Его концепция церкви как иерархической, подчиненной строгой дисциплине организации, которой единственно должно принадлежать право быть посредником между богом и людьми» подготовила почву для теократических притязаний папства. Вместе с тем августиновская концепция мировой истории, представленная в сочинении «О граде божием», была далека от последовательности. Августин мыслил мировую историю как борьбу двух градов - «небесного» («божьего») и «земного» («человеческого»). Но он жестко не отождествлял «небесный град» с реальной церковью, а его учение о божественном предопределении и благодати (божественной силе, даруемой богом человеку для последняя тайна которой недоступна человеческому пониманию, равно питало как ортодоксальную доктрину, так и различные ереси. При Григории
Время правления царя Алексея Михайловича в истории называется «бунташным веком». В этот период произошло огромное количество различных восстаний и бунтов, которые были вызваны усилием налогового гнета и ужесточением государственной политики.
Причины: 1) складывание посадского тяглового сословия (горожане заговорили о своих интересах во весь голос)
2) усиление централизации и крепостничества, злоупотребление власти
3) непосильность налогового бремени (бедность, низкий урожай, частые стихийные бедствия)
4)правительство обманывало (замена серебряной монеты медной при той же стоимости)
5) 1613-1633 гг. 7 раз собирались чрезвычайные налоги (гос-ву требовались средства для содержания армии и возвращения утраченных земель)
Население боролось с этим с хитростей и уловок, массового расхищения государственного имущества, казнокрадства. Это все перерастало в бунты.
1648 г.- московское восстание, соляной бунт. Действия восставших были направлены против всей правительственной верхушки из-за развития коррупции и самоуправства, рост налогов, налог на соль. Итоги: казнь большинства бояр, принятие Соборного Уложения в 1649, по которому Белые Слободы, не платившие налоги, ликвидированы.
1650 г.- восстание в Пскове и Новгороде. Народное недовольство ростом цен на хлеб и передача запасов хлеба Швеции в качестве компенсации за уход населения с отошедших Швеции русских земель.
25 июля 1662 г.- восстание в Москве, медный бунт. Причина: выпуск медных денег вместо серебряных, инфляция, рост цен. Итог: медные деньги отменены.
Но на этом народ России не остановился. В историю вошло бунтарское движение Степана Разина, казака, который сумел повести за собой всех людей низкого сословия. Движение началось в 1667 г. и охватило собой значительную часть территории Нижнее и Среднее Приволжье, огромную часть украинских земель. Под предводительством Разина обедневшие люди грабили царские и зажиточные суда, нападали на персидские города. За ним последовало еще большее кол-во людей, появилась настоящая армия из семи тысяч человек.
В 1670 г.- разграблен Царицын. Далее Астрахань, Саратов, Самара. В захваченных городах вводилось казацкое управление. Бунт приобретает размах настоящей народной войны. Следующим городом для захвата стал Симбирск, но армия Разина потерпела поражение. Он бежал на Дон, но богатые и влиятельные казаки выдали его русским властям. Восстание было подавлено.
Вместе с тем церковь в реальной жизни исключала всякие притязания на подлинное равенство, демагогически используя проповедуемое ею равенство всех перед богом для оправдания «естественности» действительного неравенства, классового, социального и всякого иного.
Католическая церковь создает религиозное учение с внешне всеобъемлющими характеристиками. В его рамках идеи, отражавшие интересы господствующих классов, постоянно видоизменяются и расширяются, чтобы иметь возможность ассимилировать какие-то элементы народного сознания, оторванные, таким образом, от своей собственной системы и подчиненные чуждой им системе. Со своей синтезирующей идеей божественного воплощения и страдания Христа ради всех людей христианство становится основой как для ортодоксально-богословских исканий, так и для возникновения различных ересей. Не случайно и «все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все революционные - социальные и политические доктрины должны были по преимуществу представлять из себя... богословские ереси».
К началу средневековья христианство уже около двух столетий было официальной религией Римской империи. Демократические идеалы того времени, когда епископские должности служили переходными ступенями не ко дворцу императора, но на арену цирка с дикими зверями, были прочно забыты. Церковь перестала быть преимущественно духовной общиной и превращалась в иерархизированную социальную, политическую организацию. Поддержка, оказываемая церкви со стороны государства ее административному и экономическому укреплению. Трудами апологетов и отцов церкви в главных чертах была завершена выработка христианской догматики. В каноническое право были включены многие практические установления, имевшие основополагающее значение для церковной организации и дисциплины. В основном сложились формы культа и литургии (богослужения). Наконец, были сформулированы и сведены воедино главные принципы социальной доктрины и этики христианства. Большую роль в этом сыграл епископ города Гиппона в Северной Африке Аврелий Августин. Он в юности отдал дань увлечению манихейством и неоплатонизмом и принял крещение лишь в тридцатилетнем возрасте после долгих и мучительных колебаний. Он оставил множество сочинений различного характера, в которых были заложены идейные основы средневекового западного христианства. Его концепция церкви как иерархической, подчиненной строгой дисциплине организации, которой единственно должно принадлежать право быть посредником между богом и людьми» подготовила почву для теократических притязаний папства. Вместе с тем августиновская концепция мировой истории, представленная в сочинении «О граде божием», была далека от последовательности. Августин мыслил мировую историю как борьбу двух градов - «небесного» («божьего») и «земного» («человеческого»). Но он жестко не отождествлял «небесный град» с реальной церковью, а его учение о божественном предопределении и благодати (божественной силе, даруемой богом человеку для последняя тайна которой недоступна человеческому пониманию, равно питало как ортодоксальную доктрину, так и различные ереси.
При Григории