Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную Жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердил образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — расположение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка. В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре. Общественно-политическая мысль События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т. д. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ведемся». Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима, Византии и Киевской державы. В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем Риме. Здесь исторический процесс выступал как смена мировых царств. Первый Рим — Вечный город — погиб из-за ереси; Второй Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий Рим — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно.
Поначалу его поддерживали почти все люди России, кроме казачества и бояр. В первые месяцы Лжедмитрий старался вести себя правильно – одевался и разговаривал как русские, шел на уступки по отношению к феодалам. В целом он вел тихий захват власти, без войны – тех, кто не переходил на его сторону добровольно, он задабривал. Но со временем он становился все более своеобразным, потому что теперь пытался угодить полякам, которые и посадили его на трон. Для этого он должен был ввести в России католичество и отдать Польше большие территории на западе России. Он не спешил с этим, и это привело к недовольству поляков. Также его начавшиеся реформы расстроили русских. Таким образом он оказался в сложной ситуации, которая его убийству заговорщиками.
Лжедмитрия Второго поддерживало меньше человек, чем Первого. Даже те, кто его поддерживал, знали в своем большинстве, что он не настоящий царя, а скорее разбойник. Но это не был повод его бросать, потому что он собирал вокруг себя стаю, с которой было удобно грабить. Лжедмитрия поддерживало местное население, которое было не против заняться разбоем и грабежом. Некоторые бояре тоже поначалу перешли на его сторону, но они ничего не получили от него, и потому вернулись к Шуйскому.
На стороне Болотникова сражались недовольные крестьяне, казаки многих областей, дворяне и Прокопий Ляпунов.
Источник: http://histerl.ru/kurs/smutnoe_vremia-kurs/kultura_16.htm
Поначалу его поддерживали почти все люди России, кроме казачества и бояр. В первые месяцы Лжедмитрий старался вести себя правильно – одевался и разговаривал как русские, шел на уступки по отношению к феодалам. В целом он вел тихий захват власти, без войны – тех, кто не переходил на его сторону добровольно, он задабривал. Но со временем он становился все более своеобразным, потому что теперь пытался угодить полякам, которые и посадили его на трон. Для этого он должен был ввести в России католичество и отдать Польше большие территории на западе России. Он не спешил с этим, и это привело к недовольству поляков. Также его начавшиеся реформы расстроили русских. Таким образом он оказался в сложной ситуации, которая его убийству заговорщиками.
Лжедмитрия Второго поддерживало меньше человек, чем Первого. Даже те, кто его поддерживал, знали в своем большинстве, что он не настоящий царя, а скорее разбойник. Но это не был повод его бросать, потому что он собирал вокруг себя стаю, с которой было удобно грабить. Лжедмитрия поддерживало местное население, которое было не против заняться разбоем и грабежом. Некоторые бояре тоже поначалу перешли на его сторону, но они ничего не получили от него, и потому вернулись к Шуйскому.
На стороне Болотникова сражались недовольные крестьяне, казаки многих областей, дворяне и Прокопий Ляпунов.