Носили пилотил и
ми могат
реправи, а потім [наша] кіннота переправилася і затримала іх герцями.
Орда ж, примчавши з тилу, так їх змішала, що, майже не ставши до
ладу, вони почали втікати, а ми на їхніх плечах гнали їх півтори милі:
і мало хто з них утік до [ московських таборів, як ствердили взяті на-
ми язики»,
Б. «Ось недавно вчинили договір з поляками на нашу згубу; розірвали
надвоє і обидва монархи умовились між собою, що будуть нас викоріня-
ти... Ви звикли вважати нас за якусь безсловесну худобу, без нас виріши-
ли, які міста залишити під собою, в які уступити, а тим часом ці міста
дісталися вам не вашою силою, а Божою поміччю й нашою кров'ю та
відвагою. Часто від ваших московських людей можна почути таку дум-
ку: вільно, мовляв, королеві, яку хоче мати віру у своїй державі, вільно
йому благочестиві церкви обертати в уніатські або костьоли. Але хай
так не буде! Не допустив нас Господь у таку неволю. Знає король, що
предки наші, як рівні з рівними, як вільні з вільними в одне тіло з'єдна
лися з поляками під єдиним государем, добровільно обраним і заприсяже
ним. А того ярма ані ми, ані батьки наші носити не звикли».
В. «Турецький султан... ще більші свої турецькі й татарські сили
зібрав і послав з поганим візиром своїм, на ім'я Мустафа, і з багатьма
машами під Чигирин доставати його. Ті бусурманські сили, прийшовші
місяця липня числа 8 до Чигирина, доставали його різними
Впервые выделил Центральную Азию в качестве отдельного региона мира географ Александр Гумбольдт (1844).
Центральная Азия исторически ассоциировалась с населяющими её просторы кочевыми народами и Великим шёлковым путём. Центральная Азия выступала как регион, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континента — Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии.
В Средние века вплоть до монгольского завоевания Центральная Азия переживала экономический и культурный расцвет[1]. Кушанская империя и государство Хорезмшахов были самыми богатыми государствами своего времени. Позднее империя Тамерлана правила Ближним Востоком, югом современной России и Делийским султанатом.
Впервые идея использовать индейские языки для пересылки шифрованных сообщений была опробована ещё в Первую мировую войну, когда восемь членов племени чокто служили на европейском театре военных действий.
Идею использовать язык навахо первым высказал ветеран Первой мировой войны Филип Джонстон — сын миссионера, работавшего в этом племени; он родился в резервации и был одним из немногих неиндейцев, говоривших свободно на языке навахо. В 1942 году племя навахо насчитывало около 50 тысяч человек; их язык необычайно труден для изучения и, кроме того, в годы войны был бесписьменным. Никто не зафиксировал не только своды грамматических правил, но даже не был составлен элементарный алфавит. В языке навахо есть звуки, не имеющие аналога в европейских языках, поэтому человеку, если он не принадлежал к племени индейцев навахо, выучиться языку было почти невозможно. Военные лингвисты провели исследование и доложили командующему десантными силами Тихоокеанского флота, генерал-майору К. Вогелу, что язык навахо понимают не более 30 американцев, не принадлежащих к племени. Когда правительство США обратилось к вождю племени Навахо с отпустить индейцев участвовать в боевых действиях на Тихом океане; вождь ответил, что «Нет больших патриотов Америки, чем коренные американцы», разрешение было получено; после этого начали собирать и обучать первую группу радистов навахо.