Готовясь к борьбе с ненавистным монголо-татарским игом, великий князь Дмитрий активизировал съезды князей и бояр с целью сплочения военных сил русских земель. Все это позволило ему вести более решительную политику по отношению к противникам Москвы. В 1374 г. Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде, а очередная попытка Михаила Тверского в 1375 г. с ордынского ярлыка захватить великое княжение окончилось для него плачевно. Московский князь повел на Тверь объединенные силы почти всей Руси,включая и новгородские дружины. Летописец отмечал, что в походе участвовало около 20 отрядов князей (суздальских, ярославских, ростовских и других): «И все князи Русские, каждый со своими ратями и служаще князю Великому». Тверский князь, надеясь на Литвы, призывал упорно отстаивать город-крепость (стены, обмазанные глиной, не поддавались огню и стояли нетронутыми). Но в итоге, под давлением горожан, не желавших братоубийственной войны, Михаилу Александровичу пришлось заключить мир. Продиктованные московским князем условия подвели итог многолетней усобице. Один из пунктов договора гласил: «Пойдут на нас татары, биться заодно, если и мы сами пойдем на них, тоже пойти заодно». А после окончательного слияния территорий Московского и Владимирского княжеств началось подчинение многих самостоятельных мелких владетелей земель как «служебников» московских князей. Не только они, но и тверские, новгородские, нижегородские и другие крупные княжества признавались «младшей братией» Москвы и лишались права проведения самостоятельной политики в отношениях с Литвой, а самое главное — с Ордой. Власть великого князя Московского стала единственной силой сплотить военные формирования Руси для общенациональной борьбы против золотоордынского ига. Все это придавало князю Дмитрию Ивановичу значение национального вождя Северной Руси в борьбе с внешними врагами.
Наиболее глубокие корни западная цивилизация пустила на Североамериканском континенте. Ценности западной технократической цивилизации были усвоены и развиты в США. США начинали свой исторический путь как английская колония. Первые поселения британских колонистов появились в Северной Америке в начале XVII века. За ними последовали немцы, голландцы, французские гугеноты и т. д. К середине XVII века в северных колониях начали появляться города, в которых интенсивно развивалась промышленность и торговля. Однако в течение XVII-XVIII веков североамериканские колонии представляли собой по преимуществу аграрное общество. В сельском хозяйстве было занято 8/10 населения. Английские короли стремились установить за океаном феодальные отношения. Они раздавали земли своим приближенным, жаловали хартии, согласно которым землевладелец мог отдавать свои земли зависимым производителям. Феодализм не пустил глубоких корней на Североамериканском континенте. В превращенной форме наибольшее развитие он получил в южных колониях, где надолго утвердилось плантационное хозяйство, основанное на рабском труде. На севере же развивалось капиталистическое сельское хозяйство в виде фермерства. Этому огромные неосвоенные пространства земли. Беднейшие колонисты самовольно захватывали свободные земли и становились независимыми собственниками земли. По мере консолидации североамериканского общества, роста самосознания американского народа в Северной Америке начали развиваться сепаратистские тенденции. В 1775-1781 годах в Северной Америке происходила война за независимость. Эта война увенчалась успехом. В 1776 году была принята Декларация независимости. Американская Декларации независимости была одним из самых прогрессивных документов, отражающих мировоззрение просветителей. “Мы считаем следующие истины самоочевидными: что все люди созданы равными, что они наделены Создателем известными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, на свободу, на стремление к счастью; что с целью обеспечения этих прав, люди создают правительства, что когда любая форма правления становится разрушительной по отношению к этим целям, народ вправе изменить или упразднить ее”—говорится в этом документе, написанном великим американским просветителем Т. Джефферсоном. В 1787 году была принята Конституция Америки, а в 1791 —Билль о правах. Независимая Америка превратилась в демократическое федеративное государство, с динамично развивающейся экономикой. Высокие темпы развития позволили США в скором времени догнать, а затем и перегнать многие развитые капиталистические страны. В историографии закрепился термин “американское чудо”. Каковы же истоки “американского чуда”? Объясняя этот феномен, исследователи называют ряд факторов. Немецкий социолог и историк М. Вебер в работе “Протестантская этика и дух капитализма” интенсивное развитие капитализма в США связывает с особым духовным зарядом, который содержало учение английских протестантов-кальвинистов, переселившихся в Америку целыми общинами в результате преследования на родине правительством. Кальвинисты рассматривали всякий труд как богоугодное дело, осуществление божественного призвания. Успех в трудовой сфере, предпринимательской деятельности расценивался ими как показатель божественного покровительства. Не менее важную роль играли демократические традиции, которые принесли с собой английские колонисты. Эти традиции в результате Американской революции получили свое дальнейшее развитие. Распространенное в американском обществе ощущение свободы и больших возможностей для самореализации стали мощным фактором для активной хозяйственной деятельности. Реализации “американского чуда и то решение национального вопроса, которое осуществилось в США. США называют “этническим котлом”, в котором в результате взаимодействия различных культур, складывалась новая этническая общность — “американский народ”, ассимилирующий все богатство накопленного этими народами опыта. Не малое значение в этом про
Продиктованные московским князем условия подвели итог многолетней усобице. Один из пунктов договора гласил: «Пойдут на нас татары, биться заодно, если и мы сами пойдем на них, тоже пойти заодно». А после окончательного слияния территорий Московского и Владимирского княжеств началось подчинение многих самостоятельных мелких владетелей земель как «служебников» московских князей. Не только они, но и тверские, новгородские, нижегородские и другие крупные княжества признавались «младшей братией» Москвы и лишались права проведения самостоятельной политики в отношениях с Литвой, а самое главное — с Ордой. Власть великого князя Московского стала единственной силой сплотить военные формирования Руси для общенациональной борьбы против золотоордынского ига. Все это придавало князю Дмитрию Ивановичу значение национального вождя Северной Руси в борьбе с внешними врагами.
Каковы же истоки “американского чуда”? Объясняя этот феномен, исследователи называют ряд факторов. Немецкий социолог и историк М. Вебер в работе “Протестантская этика и дух капитализма” интенсивное развитие капитализма в США связывает с особым духовным зарядом, который содержало учение английских протестантов-кальвинистов, переселившихся в Америку целыми общинами в результате преследования на родине правительством. Кальвинисты рассматривали всякий труд как богоугодное дело, осуществление божественного призвания. Успех в трудовой сфере, предпринимательской деятельности расценивался ими как показатель божественного покровительства. Не менее важную роль играли демократические традиции, которые принесли с собой английские колонисты. Эти традиции в результате Американской революции получили свое дальнейшее развитие. Распространенное в американском обществе ощущение свободы и больших возможностей для самореализации стали мощным фактором для активной хозяйственной деятельности. Реализации “американского чуда и то решение национального вопроса, которое осуществилось в США. США называют “этническим котлом”, в котором в результате взаимодействия различных культур, складывалась новая этническая общность — “американский народ”, ассимилирующий все богатство накопленного этими народами опыта. Не малое значение в этом про